Сравнение содержания рецензируемых учебников с примерной программой «Астрономия. Базовый уровень»
Выбираете учебник по астрономии? Будьте внимательны!
В связи с внесением изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и возвращением в обязательную часть учебного плана предмета «Астрономия» появляется необходимость обеспечить условия для преподавания этого предмета на уровне требований ФГОС нового поколения.
Для этого необходимо:
- во-первых, осмыслить цели изучения астрономии на завершающем этапе школьного образования, изучить обязательный минимум содержания курса астрономии (примерная программа) и требования к уровню подготовки выпускников в контексте требований ФГОС;
- во-вторых, выбрать соответствующий учебно-методический комплект по астрономии;
- в-третьих, осуществить подготовку или переподготовку учителей физики к преподаванию предмета, который, как самостоятельный, отсутствовал в учебных планах значительного большинства образовательных учреждений России более 20 лет;
- в-четвертых, оснастить кабинеты физики необходимым для полноценного преподавания астрономии учебным оборудованием и учебными наглядными пособиями.
Полноценное решение перечисленных задач требует значительного времени, однако, преподавание нового предмета предполагается начать в 2017 – 2018 учебном году. Для этого, как минимум, необходимо определиться с выбором учебника астрономии.
На данный момент выбор ограничен несколькими учебниками астрономии. В данной рецензии мы проанализируем два учебника:
- Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2016. ISBN 978-5-358-16830-5.
- Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. ISBN 978-5-09-051566-5.
Оба учебника входят в Федеральный перечень учебников и, следовательно, успешно прошли экспертизу в соответствующих экспертных организациях (РАН и РАО). В таблице 1 приведены сведения, позволяющие установить соответствие номенклатуры излагаемого в учебниках учебного материала Примерной программе по астрономии (Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии).
Как следует из таблицы 1, в обоих учебниках представлены все разделы примерной программы. Следует отметить также, что в целом (за небольшими исключениями) последовательность изложения учебного материала соответствует как примерной программе, так и традиционному для отечественной школы подходу. Названия глав учебников и отдельных параграфов, хотя и отличаются друг от друга, но, по сути, в них рассматриваются все предусмотренные стандартом единицы содержания.
Учебник астрономии, как и школьный учебник по любому другому школьному предмету, выполняет несколько дидактических и методических функций. В таблице 2 проведено сравнение функции, помогающей учителю оптимизировать учебную деятельность учащихся при работе с учебником (организационная функция). Следует отметить, что с точки зрения полиграфического исполнения учебники значительно отличаются друг от друга: учебник Воронцова-Вельяминова (1)* – классический школьный учебник, выполненный в две краски; иллюстрации, требующие передачи цвета, вынесены в отдельные цветные вкладки. Этот факт, скорее всего, связан с тем, что учебник издается в авторском оформлении. Учебник Чаругина (2)* выполнен в полноцветной печати. Это отличие само по себе не должно рассматриваться как преимущество, так как во многих случаях избыточное красочное оформление может отвлекать ученика от сути изучаемого материала и вызывать нежелательные ассоциации.
Традиционный аппарат ориентировки, который позволяет ученику быстро ориентироваться в учебнике и находить необходимый материал, представлен главами и параграфами, которые составляют оглавление учебника. В первом учебнике оглавление находится в конце учебника, во втором – в начале. В обоих учебниках отсутствуют колонтитулы, позволяющие ученику постоянно иметь перед глазами название изучаемой главы (это помогает выстраивать иерархию понятий и способствует структурированию учебного материала). Отсутствует в обоих учебниках и предметно-именной указатель, работа с которым помогает обнаруживать и устанавливать внутритемные связи.
Во втором учебнике, как это принято в современных учебниках, имеются сквозные рубрики, выделенные в отдельные фрагменты. Еще одной особенностью оформления этого учебника является специальное оформление страницы, открывающей новую главу и завершающую ее. В начале главы ее название сопровождается фрагментом оглавления, в котором перечислены названия параграфов и рубрикой «Знаете ли вы…». В конце главы имеются «Подведение итогов», «вопросы для обсуждения» и сведения о литературе и сайтах, на которых можно получить дополнительную информацию по изучаемой теме.
В первом учебнике многие из указанных рубрик также присутствуют, но они не выделены в отдельные визуальные фрагменты. Зато имеются Приложения (всего 12); в них содержатся разнообразные сведения, которые могут стать предметом обсуждения учащихся на разных этапах обучения (в том числе и при подведении итогов изучения темы), а также приведены ответы ко всем задачам, предлагаемым для самостоятельного решения.
Иллюстративный материал в обоих учебниках представлен фотографиями, схемами, рисунками, диаграммами, портретами ученых. В обоих учебниках иллюстрации снабжены соответствующими подписями. В первом учебнике иллюстрации имеют сквозную нумерацию, позволяющую безошибочно привязывать их в конкретному фрагменту текста. Во втором учебнике в каждом параграфе рисунки обозначаются литерами «а, б, в…». В отдельных случаях, например, когда буквенные обозначения используются для обозначения деталей на самих иллюстрациях, это может затруднять понимание. Кроме того, как уже отмечалось выше, во втором учебнике в качестве оформления используются цветные фоновые изображения, которые, как правило, не несут особой смысловой нагрузки и могут рассеивать внимание учащегося.
Важную роль в системно-деятельностном обучении играет аппарат организации самостоятельных работ (исследований) и наблюдений. К сожалению, этот элемент организационной функции в большинстве учебников физики представлен весьма слабо. И учебники астрономии тоже страдают в этом отношении. Справедливости ради, следует отметить, что в первом учебнике ученикам предлагается выполнить 14 заданий практического характера (они легко могут стать основой организации учебно-исследовательской или проектной деятельности), кроме того, имеется 2 приложения, в которых даются рекомендации по проведению астрономических наблюдений и описаны приемы работы с подвижной картой звездного неба.
Во втором учебнике (рубрика «Мои астрономические исследования») представлены 3 задания, ориентированные на проведение натурных наблюдений, при этом одно из них требует использования телескопа, а другое – по существу относится скорее к математике (построение эллипса и изучение его основных точек и параметров).
Аппарат организации усвоения, помогающий организовать контроль и самоконтроль в процессе обучения, в обоих учебниках представлен вопросами и упражнениями (заданиями, задачами). Нам представляется, что в первом учебнике вопросы и упражнения более четко систематизированы и в большей степени реализуют базовый уровень образования. В ряде параграфов приводятся образцы решения типовых задач, а к задачам для самостоятельного решения приведены ответы. Во втором учебнике вопросы имеют, преимущественно, репродуктивный характер, в то время как большинство заданий далеко выходят за рамки базового уровня по степени сложности и часто требуют обращения к дополнительному материалу, хотя и изложенному в учебнике, но не входящему в примерную программу курса.
Важнейшей функцией учебника, как дидактического средства обучения, является функция систематизации содержания образования, см. таблицу 3. В каждом учебнике должно содержаться систематическое изложение учебного материала, отвечающее требованиям научности, логической последовательности изложения материала, наглядности, доступности и др. Для учебника астрономии важны также специфические требования, такие, как необходимость описания наблюдений и эксперимента, которые позволяют получить фактический материал для обобщения и построения теории; формулирование научных выводов на основе эксперимента и теории; оптимальное использование математического аппарата; включение системы вопросов, задач и упражнений, практических заданий.
Оба рецензируемых учебника, безусловно, отвечают требованиям принципов научности, наглядности, доступности и историзма. При изложении материала авторы опираются на описания наблюдений и научных экспериментов и на их основе делают необходимые выводы. Что касается использования математического аппарата, то следует отметить, что в первом учебнике при проведении выкладок и расчетов используется принятая в учебниках по физике система обозначения физических величин и даются ссылки на прецеденты использования соответствующих величин, законов и формул в курсе физики. В обоих учебниках в большинстве случаев используется индуктивное построение изложения учебного материала.
При этом следует отметить, что систематизация содержания образования предусматривает не только рассмотрение (изложение) предусмотренных стандартом элементов содержания, но и установление связей между ними, выстраивание иерархии этих элементов, установление взаимодействия с внешними (по отношению к данной системе) объектами (системами) – в данном случае с учащимися, другими школьными дисциплинами и т. п. В этом отношении классический учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова представляется более проработанным, так как в нем рассматриваются преимущественно обязательные элементы содержания, именно на них фиксируется внимание учащихся. Это особенно важно, когда курс, весьма значительный по содержанию, изучается за короткий промежуток времени: восемь (!) разделов программы изучается в течение 34 уроков, то есть в среднем по 4 урока на раздел.
Отметим также, что те понятия, которые будут неоднократно использоваться в последующих частях курса, вводятся более подробно, а в дальнейшем их смысл уточняется при переходе к более сложным объектам. Кроме того, при изложении материала авторы постоянно обращаются к личному жизненному опыту учащихся, к знаниям, которые они получили на уроках физики, географии и математики.
В процессе обучения чрезвычайное значение имеет критериальная функция учебника. Она связана с организацией формирующего и констатирующего контроля знаний учащихся. Снова напомним, что принципиальной особенностью вводимого курса является его большое по объему и важное для формирования и обобщения естественнонаучных знаний содержание и небольшое время обучения. Именно поэтому система контроля знаний должна быть оптимальной и эффективной. В рецензируемых учебниках, см. таблицу 4, она представлена в основном традиционными рубриками, расположенными в конце каждого параграфа: «Вопросы», «Упражнения», «Задания».
Как это следует из сопоставления учебников в таблице 4, система контроля, позволяющая организовать формирующий контроль знаний и умений учащихся, в учебнике Б. А. Воронцова-Вельяминова в большей степени отражает базовый уровень изучения предмета и охватывает практически все обязательные элементы содержания и формируемые умения. Она содержит существенно больше вопросов (126 против 73 в учебнике В. М. Чаругина), позволяющих проверить репродуктивные умения работы с текстом учебника; предусматривает обучение решению типовых задач (всего 76 задач против 21 в учебнике В. М. Чаругина) и содержит образцы решения задач (они выступают в качестве эталона, с которым учащиеся могут сравнивать результаты самостоятельного решения в процессе самоконтроля и самооценки умения решать задачи). Все задачи построены на основе обязательных элементов содержания.
Кроме того, для формирования умений проводить наблюдения, подмечать закономерности процессов, делать выводы из наблюдений, применять знания в различных типовых и измененных ситуациях учащимся предлагается выполнить 14 заданий, многие из которых могут легко трансформироваться в проектные и учебно-исследовательские работы. Выполнение этих заданий не требует сложного оборудования. В учебнике В. М. Чаругина подобных заданий всего 2, причем одно из них требует использования телескопа (!).
Интегративная функция учебника – чрезвычайно важная функция для предмета, призванного формировать естественнонаучную картину мира и научное мировоззрение. Этот курс предполагает обобщение знаний и умений, приобретенных учащимися при изучении предметов естественнонаучного цикла на всех предшествующих ступенях обучения и в 10–11 классах старшей школы. В связи с этим, конечно, логично было бы проводить преподавание этого курса в конце 11 класса, когда основные предметы естественнонаучного цикла уже изучены.
Известные причины не позволяют перенести изучение этого курса в конец 11 класса, поэтому предполагается, что школа может сама выбрать один из вариантов, предложенных МО и Н. Среди учителей бытует мнение, что в варианте, когда курс астрономии изучается в 10 классе, нельзя использовать учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова, ведь «он предназначен для 11 класса» (!). Но и учебник В. М. Чаругина, по существу, полноценно может изучаться только в 11 классе, и вынесенные на обложку сведения «10–11 класс» не более чем рекламный ход в сложившейся ситуации! Поэтому учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова может использоваться при обучении школьников в 10 классе с тем же успехом, что и учебник В. М. Чаругина. (Заметим в скобках, что варианты изучения данного курса, предложенные МО и Н, не являются единственно возможными, вполне можно реализовать обучение астрономии как обобщающего курса, если избавиться от сложившихся представлений и стереотипов формирования учебного плана.)
К сожалению, интегративная функция реализована в рассматриваемых учебниках весьма слабо. При этом, как показывает сравнительный анализ содержания учебников, в первом учебнике она выражена в большей степени, чем во втором, что весьма удивительно, так как учебник В. М. Чаругина создавался в наши дни, когда проблема интеграции знаний достаточно обоснована и проработана. В обоих учебниках реализован первый элемент интегративной функции – внутрипредметные связи.
В первом учебнике в явном виде реализованы очевидные межпредметные связи астрономии с физикой, географией и математикой; во втором учебнике эти связи, если они и предполагались, – неявные. Третий элемент интегративной функции – внутрипредметный перенос – не реализован ни в одном из рецензируемых учебников.
Оставшиеся две функции современного учебника – мотивационная и развивающая – к сожалению, отдаются на усмотрение учителя, которому предстоит преподавать новый школьный предмет. В этом смысле ни один из рецензируемых учебников нельзя с уверенностью отнести к учебниками нового поколения.
В заключение заметим, что в преподавании астрономии с использованием рецензируемых учебников необходимо учитывать их специфику.
Поскольку учебник Б. А. Воронцова-Вельяминова (хотя он существенно дополнен современным материалом) хорошо знаком большинству преподающих физику учителям и укладывается в логику традиционных технологий обучения. Так как содержание учебника знакомо учителям, то у тех, кто работает преимущественно в рамках традиционных технологий обучения с применением элементов инновационных технологий, будет больше возможностей для детальной подготовки к урокам с целью повышения эффективности обучения по этому учебнику. В этом случае можно с большей долей вероятности предположить, что планируемые результаты обучения будут достигнуты.
Учителям, выбравшим учебник В. М. Чаругина, предстоит не только осваивать содержание курса астрономии, в котором представлены многочисленные новые сведения, зачастую не являющиеся обязательными элементами содержания, но и позаботиться о том, как эти сведения будут отработаны и усвоены учащимися и, в конечном счете, включены в их систему знаний. Можно было бы рекомендовать этот учебник преимущественно для учащихся, обучающихся в классах с углубленным изучением физики.
Степанова Галина Николаевна,
профессор кафедры естественнонаучного образования
Санкт-Петербургской академии постдипломого
педагогического образования, д.п.н.
* В дальнейшем для краткости будем называть учебники соответственно «первый» и «второй». Очевидно, эти сокращения не имеют никакого отношения к качеству учебников.
Таблица 1. Сравнение содержания рецензируемых учебников с примерной программой «Астрономия. Базовый уровень»
Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии |
Учебники и учебные пособия |
|
Астрономия. Базовый уровень (35 часов) |
Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 237 [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. |
Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с. : ил. – (Сферы 1 – 11). |
Предмет астрономии Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. |
I. Введение §1. Предмет астрономии (Что изучает астрономия? Ее значение и связь с другими науками.) §2. Наблюдения – основа астрономии (особенности астрономии и ее методов) III. Строение Солнечной системы §10. Развитие представлений о строении мира (геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира) Приложение VIII. Важнейшие события в космонавтике |
III. Небесная механика §8. Система мира §10. Космические скорости §11. Межпланетные полеты |
Основы практической астрономии Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. |
II. Практические основы астрономии §3. Звезды и созвездия §4. Небесные координаты и звездные карты §5. Видимое движение звезд на различных географических широтах §6. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика §7. Движение и фазы Луны §8. Затмения Солнца и Луны §9. Время и календарь |
II. Астрометрия §3. Звездное небо §4. Небесные координаты §5. Видимое движение планет и Солнца §6. Движение Луны и затмения §7. Время и календарь |
Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. |
III. Строение Солнечной системы §11. Конфигурация планет и условия их видимости §12. Законы движения планет Солнечной системы §13. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе §14. Движение небесных тел под действием сил тяготения (закон всемирного тяготения, законы Кеплера, масса и плотность Земли, определение массы небесных тел, движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов к планетам) |
III. Небесная механика §9. Законы движения планет |
Солнечная система Происхождение Солнечной системы. Система Земля – Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность. |
IV. Природа тел Солнечной системы §15. Общие характеристики планет §16. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение §17. Система Земля – Луна §18. Планеты земной группы §19. Далекие планеты (планеты-гиганты; спутники и кольца планет) §20. Малые тела Солнечной системы |
IV. Строение Солнечной системы §12. Современные представления о Солнечной системе §13. Планета Земля §14. Луна и ее влияние на Землю §15. Планеты земной группы §16. Планеты-гиганты. Планеты-карлики §17. Малые тела Солнечной системы §18. Современные представления о происхождении Солнечной системы |
Методы астрономических исследований Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. |
V. Солнце и звезды §22. Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд (закон Вина, спектры, цвет и температура звезд; эффект Доплера) I. Введение §2. Наблюдения – основа астрономии (особенности астрономии и ее методов; телескопы) |
V. Астрофизика и звездная астрономия §19. Методы астрофизических исследований I. Введение §2. Далекие глубины Вселенной |
Звезды Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. |
V. Солнце и звезды §22. Расстояния до звезд. Характеристики излучения звезд (годичный параллакс и расстояния до звезд; видимая и абсолютная звездные величины; светимость звезд; спектры, цвет и температура звезд; диаграмма «спектр-светимость) §23. Масса и размеры звезд (двойные звезды; определение массы звезд; размеры звезд; плотность вещества звезд; модели звезд) §24. Переменные и нестационарные звезды (пульсирующие переменные звезды; новые и сверхновые звезды) VI. Строение и эволюция Вселенной §28. Жизнь и разум во Вселенной V. Солнце и звезды §21. Солнце – ближайшая звезда (энергия и температура Солнца; состав и строение Солнца; атмосфера Солнца; Солнечная активность) |
V. Астрофизика и звездная астрономия §22. Основные характеристики звезд §23. Внутреннее строение звезд §24. Белые карлики, нейтронные звезды, пульсары, черные дыры §25. Двойные, кратные и переменные звезды §26. Новые и сверхновые звезды §27. Эволюция звезд: рождение, жизнь и смерть звезд IХ. Современные проблемы астрономии §38. Обнаружение планет около других звезд §39. Поиск жизни и разума во Вселенной V. Астрофизика и звездная астрономия §20. Солнце §21. Внутреннее строение и источник энергии Солнца |
Наша Галактика – Млечный Путь Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. |
VI. Строение и эволюция Вселенной §25. Наша Галактика (Млечный путь и Галактика; звездные скопления и ассоциации; межзвездная среда: газ и пыль; движение звезд в Галактике; вращение Галактики) |
VI. Млечный Путь – наша Галактика §28. Газ и пыль в галактике §29. Рассеянные и шаровые звездные скопления §30. Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути |
Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. |
VI. Строение и эволюция Вселенной §26. Другие звездные системы – галактики §27. Основы современной космологии |
VII. Галактики §31. Классификация галактик §32. Активные галактики и квазары §33. Скопления галактик VIII. Строение и эволюция Вселенной §34. Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии §35. Расширяющаяся Вселенная §36. Модель горячей Вселенной и реликтовое излучение IХ. Современные проблемы астрономии §37. Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия |
Таблица 2. Сравнение реализации организационной функции в рецензируемых учебниках
Организационная функция учебника |
Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 237 [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-16830-5 |
Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с. : ил. – (Сферы 1 – 11). ISBN 978-5-09-051566-5 |
Аппарат ориентировки |
Учебник двухцветный. Учебный материал разбит на главы и параграфы. Нумерация страниц. Оглавление. Приложения (12 позиций). Ответы к задачам. |
Учебник полноцветный. Учебный материал разбит на главы и параграфы. Нумерация страниц. Оглавление. Общее введение. «Работаем с учебником». Заключение. Оформление каждой главы выполнено на целой странице, на ней представлен перечень параграфов и рубрика «Знаете ли вы, что…». В конце каждой главы представлены рубрики «Подведем итоги», «Подробнее» и «Вопросы для обсуждения». В тексте имеются постоянные рубрики «Вы узнаете…», «Вспомните…», «Это интересно» и др. |
Отсутствуют колонтитулы. |
Отсутствуют колонтитулы. |
|
Иллюстративный материал |
Представлен фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, портретами ученых. Все иллюстрации имеют сквозную нумерацию и подписи. Иллюстрации «привязаны» к соответствующему параграфу и тексту. 16 страниц с полноцветными фотографиями объектов с подписями и сквозной нумерацией, ссылки на которые имеются в соответствующих параграфах. |
Представлен фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, портретами ученых. Иллюстрации не имеют нумерации. Поля страниц залиты цветными фоновыми изображениями, как правило, не несущими смысловой нагрузки. |
Аппарат организации самостоятельных работ и наблюдений |
Обеспечивается заданиями (всего 14, что составляет 41% от числа уроков), приложением IX «Указания к наблюдениям (наблюдения Солнца, наблюдения лунной поверхности), |
В 4-х параграфах имеется рубрика «Мои астрономические исследования» (наблюдения за изменением фаз Луны; наблюдения лунной поверхности при помощи бинокля и составление плана лунной поверхности; наблюдения за солнечными пятнами при помощи телескопа, построение эллипса и изучение его основных точек и параметров). |
Аппарат организации усвоения |
Представлен системой вопросов и упражнений к каждому параграфу. |
Представлен вопросами и заданиями к каждому параграфу. |
Таблица 3. Сравнение реализации функции систематизации содержания образования в рецензируемых учебниках
Систематизация содержания образования |
Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 237 [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-16830-5 |
Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с. : ил. – (Сферы 1 – 11). ISBN 978-5-09-051566-5 |
Реализация основных дидактических и специфических (предметных) принципов |
Научность содержания Наглядность Доступность Принцип историзма Описание наблюдений и экспериментов Формулирование научных выводов на основе эксперимента Оптимальное использование математического аппарата В математических выкладках используются стандартные (как в учебниках физики) обозначения физических величин Используется индуктивное изложение учебного материала |
Научность содержания Наглядность Доступность Принцип историзма Описание наблюдений и экспериментов Формулирование научных выводов на основе эксперимента В некоторых случаях использование математического выходит за пределы базового уровня В математических выкладках в некоторых случаях используются нестандартные обозначения физических величин Имеются случаи дедуктивного изложения учебного материала |
Обязательные элементы содержания |
Рассматриваются все обязательные элементы содержания |
Рассматриваются все обязательные элементы содержания Рассматривается (упоминается) значительное число дополнительных элементов содержания |
Логика изложения материала |
Изложение следует методу научного познания Введение новых понятий обосновано Введенные понятия используются многократно или их смысл уточняется и развивается при переходе к более сложным объектам При изложении материала имеются обращения к знаниям, полученным учащимися на уроках географии, физики и математики Фрагментарно используется обращение к личному жизненному опыту учащихся как мотиватору обучения и источнику проблемности изложения Доступный язык изложения, в котором используется преимущественно необходимая для понимания и усвоения учебного материала научная терминология |
Изложение следует методу научного познания Введение новых понятий, как правило, обосновано Ряд понятий в дальнейшем изложении не используется Материал излагается без учета знаний, полученных учащимися на уроках географии, физики и математики Отсутствует обращение к личному жизненному опыту учащихся Доступный язык изложения, в котором используется не только необходимая для понимания и усвоения учебного материала научная терминология, но и избыточная. |
Системность изложения |
Наличие элементов системы (обязательные единицы содержания) Иерархия элементов, в основном, прослеживается Из элементов системы (обязательные единицы содержания) образуются подсистемы, в пределах которых устанавливаются связи между элементами Связи между подсистемами прописаны в отдельных случаях недостаточно В качестве взаимодействия системы с внешними системами рассматривается взаимодействие с системой знаний учеников, их личным жизненным опытом, описывается влияние достижений в астрономии на развитие других наук, технику и систему связи, а также влияние других наук (в частности, физики) на развитие астрономии. |
Наличие элементов системы (обязательные единицы содержания) Иерархия элементов, в основном, прослеживается Из элементов системы (обязательные единицы содержания) образуются подсистемы, в пределах которых устанавливаются связи между элементами
Связи между подсистемами, как правило, отсутствуют. Создается впечатление, что автор, следуя программе, излагает материал по данному вопросу так, как это делается в справочниках. |
Таблица 4. Сравнение реализации критериальной функции в рецензируемых учебниках
Критериальная функция учебника |
Астрономия. Базовый уровень. 11 кл. : учебник/Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 237 [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. ISBN 978-5-358-16830-5 |
Астрономия. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с. : ил. – (Сферы 1 – 11). ISBN 978-5-09-051566-5 |
Количество параграфов |
28 |
39 |
Система контроля усвоения учебного материала |
Представлена рубриками «Вопросы», «Упражнения», «Задания». |
Представлена рубриками «Вопросы», «Задания», «Вопросы и задания», «Ваше мнение», «Мои астрономические исследования». |
Типы заданий для контроля знаний и умений |
Вопросы представлены 113-ю прямыми вопросами по тексту параграфа и 13-ю вопросами, ответ на которые требуют сопоставления информации из разных частей текста, всего 126 вопросов. Все вопросы построены на основе обязательных элементов содержания. Качественные и расчетные задачи: всего в упражнениях предлагается для решения 76 задач преимущественно базового уровня сложности. Для обучения решению более сложных задач в учебнике предусмотрены образцы решения задач (они выступают в качестве эталона, с которым учащиеся могут сравнивать результаты самостоятельного решения в процессе самоконтроля и самооценки умения решать задачи). Все задачи построены на основе обязательных элементов содержания. Задания предполагают формирование умений проводить наблюдения, подмечать закономерности процессов, делать выводы из наблюдений, применять знания в различных типовых и измененных ситуациях. Всего предлагается выполнить 14 заданий, многие из которых могут легко трансформироваться в проектные и учебно-исследовательские. |
Вопросы представлены 72-мя прямыми вопросами по тексту параграфа и одним вопросом, ответ на который требует сопоставления информации из разных частей текста, всего 73 вопроса. Примерно половина вопросов построены на основе обязательных элементов содержания. Расчетные задачи и задачи оценки: всего предлагается 21 задача, из них только 8 задач построены на основе обязательных элементов содержания и имеют базовый уровень сложности, 13 задач представляют собой задачи повышенного и высокого уровня сложности и значительная их часть построены на элементах содержания, не входящих в число обязательных. В рубрике «Ваше мнение» (всего 6) содержатся задания и вопросы, требующие применения содержания текста параграфа в измененной ситуации. Задания предполагают формирование умений проводить наблюдения, подмечать закономерности процессов, делать выводы из наблюдений, применять знания в различных типовых и измененных ситуациях. Таких заданий всего 2. Имеется еще одно задание, которое предполагает изучение эллипса. Это задание, скорее, можно отнести к изучению математической кривой. |