Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя. Кандидат социологических наук, психолог, член Тьюторской ассоциации Инна Карпенкова рассказала в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», как создаются в школе комфортные условия для ребенка с ОВЗ.Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
-
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
-
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
-
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
-
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды:
-
Гуманистические ценности.
-
Ориентация на улучшение качества жизни.
-
Акцент не на результат, а на процесс.
-
Понимание целей инклюзии.
-
Исследовательская позиция.
-
Командная работа.

Согласно профстандарту «Специалист в области воспитания. Тьютор», в задачи тьютора входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов.
Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды:
-
Формирование правильного отношения к детям с ОВЗ («Уроки доброты» от РООИ «Перспектива», личный пример).
-
Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.
-
Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.
-
Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).
Читайте ещё:
- Социализация детей с ОВЗ
- Инклюзивное образование детей-аутистов
- Оснащение кабинета для инклюзивного образования
- Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подготовка учителей к работе с детьми с ОВЗ
Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:
-
Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.
-
Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.
-
Если что-то пошло не так — сделать самому.
-
Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.
Информационная среда:
-
Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).
-
Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).
-
Индивидуальный учебный план.
Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ
Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:
-
Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).
-
Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).
-
Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).
-
Образование (дополнительное, индивидуальное).
-
Финансовое обеспечение семьи.
На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
#ADVERTISING_INSERT#