Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам
Современный урок физкультуры основан на программе физического воспитания, проходит с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей учащихся. Среди образовательных задач предмета многое связано с техникой прыжков. Старший ведущий редактор по физической культуре корпорации «Российский учебник» Елена Горюнова рассказала о нюансах спортивных школьных занятий и, в частности, о методике обучения прыжкам в разных возрастных группах.Компоненты современного урока физической культуры
Уроки физической культуры рассматриваются как массовая форма организации систематических занятий школьников. Они направлены не только на улучшение физической подготовки учащихся, но также на воспитание интереса к здоровому образу жизни, к спорту. Важно, чтобы перейдя во взрослую жизнь, вчерашний школьник занимался своим здоровьем, поддерживал хорошую физическую форму.
Главные требования к уроку физической культуры:
- Четкая постановка целей и задач (2-3 на урок).
- Обеспечение безопасности, особое внимание к упражнениям с повышенной травмоопасностью.
- Соответствие учебного материала учебной программе и поставленным задачам.
- Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом поставленных целей и задач, возраста учащихся и уровня их физической подготовки.
- Тесная связь уроков с предыдущими и последующими занятиями.
- Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
- Регулярное изменение содержания урока для поддержания интереса учеников.
- Постоянный контроль над ходом и результатами учебной деятельности.
На протяжении каждого занятия решаются следующие задачи:
- Образовательные (действие: техника выполнения, разучивание, совершенствование).
- Оздоровительные (обеспечение физического развития в соответствии с возрастом, формирование здоровой осанки).
- Воспитательные (формирование качеств личности через выполнение упражнений).
Особое место в задачах курса физической культуры занимаю прыжки.
Прыжки — это простой и естественный способ преодоления препятствий. Виды прыжков различаются в зависимости от характера препятствий: в длину, в высоту, с шестом, тройной прыжок и другие. Прыжковые упражнения прекрасно развивают мышцы ног, спины, брюшного пресса, способствуют совершенствованию физических качеств. Кроме того, при выполнении прыжков воспитывается смелость и решительность. Рассмотри подробнее теорию методики обучения прыжкам в длину и в высоту.

Прыжки в длину
Любой прыжок в длину имеет 4 фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.
Разбег
Разбег можно выполнять из различных исходных положений. Его длина у младших школьников составляет, как правило, 15-20 метров, а у старших — 25-30 метров. Темп шагов в начале разбега быстро нарастает до 7-8 шага, а затем прыгун как бы сбрасывает напряжение, вызванное стартом, и несколько шагов пробегает свободным ходом без заметного увеличения темпа. К концу разбега темп шагов несколько увеличивается. Техника движений не должна иметь существенных отличий от техники спринтерского бега. В средней части разбега прыгуну следует бежать упруго, с хорошим продвижением вперед, и иметь некоторый запас скорости, который используется в последних шагах перед отталкиванием. От разбега зависит результат: чем выше его скорость, тем длиннее прыжок.
Основные правила:
- Разбег составляет 12-16 беговых шагов.
- Разбег начинается всегда с одной и той же ноги.
- Длина первых шагов одинакова.
- Высокая скорость развивается как можно быстрее.
- Перед отталкиванием верхняя часть туловища находится в вертикальном положении.
- Шаги не укорачиваются и не удлиняются (иначе замедляется разбег).
Отталкивание
Отталкивание нужно выполнять не снижая скорости разбега — быстро и резко. Последний шаг перед отталкиванием должен быть короче предыдущего. Маховую ногу, согнутую в колене, необходимо вынести вперед до горизонтального положения бедра. Толчковая нога при отталкивании выпрямлена во всех суставах.
Основные правила:
- Последний шаг выполняется быстрее, чем предыдущие.
- Пятка только на миг касается грунта, происходит быстрый перекат стопы на носок.
- Брусок энергично отталкивается назад, тело выпрямляется.
- Верхняя часть туловища держится в вертикальном положении, взгляд — вперед.
- Бедро маховой ноги поднято до горизонтального положения.
- Отталкиванию содействуют маховые движения рук.
Полет
Фаза прыжка «полет» начинается после отрыва прыгуна от бруска. Маховая нога, согнутая в колене, продолжает двигаться вперед, а толчковая нога — немного назад. Это положение называется «Полет в шаге». Затем маховая нога немного опускается вниз, а толчковая подтягивается к ней. Обе ноги приближаются к груди — это положение группировки с опущенными вниз руками. Перед приземлением ноги поднимаются немного ниже таза и выбрасываются вперед.
Основные правила:
- В начале полета сохраняется положение, принятое при отталкивании.
- Опорная нога после отталкивания остается позади туловища.
- Перед приземлением обе ноги выносятся махом движением вперед, а верхняя часть тела складывается (как перочинный ножик).
- Обе ноги держатся на одинаковой высоте, почти параллельно прыжковой яме, грудь касается коленей, руки отведены вниз назад.
Приземление
Приземление производится на обе ноги. Заканчивается оно глубоким приседанием и ходом вперед или падением вперед в сторону. Подготовка к приземлению состоит в группировке прыгуна. Колени поднимаются вверх, туловище наклоняется вперед. Прыгун должен оставить след в яме как можно дальше, поэтому большое значение имеет своевременность группировки, а также характер ее выполнения.
Основные правила:
- Ноги вынесены далеко вперед и почти вытолкнуты.
- При касании пятками грунта ноги мягко сгибаются в коленях.
- Верхняя часть туловища несколько приподнимается, чтобы вынести вперед бедра.
- Приземление на обе ноги.
- После касания ногами грунта тело переносится вперед или происходит падение в сторону.
- В начале приземления руки держатся отведенными вниз назад, а затем ими выполняется мах вперед.
- Выход из прыжковой ямы только вперед.
Для совершенствования техники выполнения прыжка в длину рекомендуются такие упражнения как вынос бедра маховой ноги вверх, пятикратный прыжок с места с ноги на ногу, прыжок с подтягиванием ног к туловищу и разгибанием их в полете.

Прыжки в высоту
Прыжки в высоту различаются главным образом способом перехода через планку. Из всех видов прыжков в высоту с разбега, применяемых ведущими спортсменами, наиболее эффективными являются перекидной и фосбери-флоп. Другие же способы прыжка — перешагивание и перекат — используются как средства спортивной подготовки.
Прыжок в высоту состоит из разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, перехода через планку и приземления. Главным при прыжках в высоту является отталкивание. Прыжок выполнятся с 3-5 шагов разбега под углом 35-40 градусов к планке. Последний шаг — самый короткий. Если толчковая нога правая, то разбегаться нужно с левой стороны, и наоборот. Наиболее простым способом является перешагивание. Приземление производится в яму с песком или на стопку гимнастических матов. Для выполнения перешагивания нужно перенести через планку маховую ногу, и после ее постановки перенести толчковую. Руки в момент перешагивания следует направить вперед и вверх.
Для усвоения и совершенствования техники прыжков в высоту рекомендуются такие упражнения как прыжки с одного шага со сменой ног, прыжки с места через планку, прыжки с трех шагов разбега через наклонную планку и т.д.
УМК по физкультуре
Корпорация «Российский учебник» представляет учебно-методические комплекты по физической культуре разных авторов, для всех этапов обучения:
- УМК Т. С. Лисицкой. Физическая культура. 1-4 классы
- УМК Т. В. Петровой. Физическая культура. 1-4 классы
- УМК Г. И. Погадаева. Физическая культура. 1-4 классы
- УМК Г. И. Погадаева. Физическая культура. 5-9 классы
- УМК Т. В. Петровой. Физическая культура. 5-9 классы
- УМК А. П. Матвеева. Физическая культура. 10-11 классы
В учебниках описаны комплексы упражнений для разминки, подвижные игры, методики обучения прыжкам, перечислены меры по технике безопасности, приведены спортивные термины, рассказано, как развивался спорт, как возникли Олимпийские игры, какова роль спорта в современном обществе. Курсы представлены бумажных изданиях и в электронных учебниках (апробируйте их бесплатно).
