Современное географическое образование в школе: вопросы и ответы
Издательский дом «Первое сентября» провел вебинар, посвященный будущему географического образования в России. Его участниками стали Виктор Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии корпорации «Российский учебник», научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» МПГУ Александра Лобжанидзе.В этом году в ходе выступления на заседании попечительского совета Русского географического общества президент Владимир Путин призвал вернуть уроки географии во все классы средней и старшей школы, впервые была проведена Всероссийская Проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. В экспертных кругах все чаще стали обсуждать вопросы географического образования школьников
Перейти в каталог атласов по географии
Пути повышения качества географического образования
Сегодня в числе актуальных решений — увеличить количество часов по предмету в 5-6 классах. Виктор Павлович Дронов, доктор географических наук, академик ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», автор учебников по географии объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА», которая входит в корпорацию «Российский учебник»*, отмечает: увеличения часов по географии ждать не следует, в том числе, потому что эти часы неоткуда брать. Содержание предмета сложно ужать в формальные и временные рамки. Решением проблемы можно считать дополнительные формы получения знаний, а именно — выход в так называемую «зеленую школу».
«Существует система, к которой сейчас идет весь мир: на уроках дается только самое главное, а остальные знания подаются с помощью множества других видов деятельности в различных форматах. Количество часов в этом случае всегда жестко ограничено», — рассказывает Виктор Дронов.
Возможность участвовать в экологических проектах, знакомиться с природными особенностями родного края, познавать науку через хобби учащегося — все это позволит понять ученику, насколько предмет важен.
Учебники линии «Роза ветров» реализуют системно-деятельностный подход в изучении географии, который воплощается в заданиях рубрик «Школа географа-следопыта», «Школа географа-исследователя», «Школа географа-аналитика». Задания этих рубрик помогут глубже понять теоретический материал, поскольку направлены на отработку исследовательской и проектной деятельности. Электронная форма учебников (ЭФУ) полностью соответствует печатному изданию и снабжена дополнительными возможностями для удобства работы по изучению предмета. Рабочие тетради включают задания для работы с учебником, атласом и другими источниками информации, способствующими закреплению основных географических понятий, усвоению причинно-следственных связей и закономерностей. Перейти в каталог
Реализация системно-деятельностного подхода
Важно, чтобы ученик был успешен в деятельности и увлечен предметом. Отмечается, что сегодня средства обучения приобрели достаточно большое значение. Однако в современной географии необходимо использовать и геоинформационную систему (ГИС), без которой само существование географии на данном этапе невозможно. Не стоит забывать, что одна из главных функций географии — применять полученные навыки в жизни.
Стать участником проекта «Страна невыученных уроков»
Роль электронных форм учебников в географическом образовании
Педагоги и эксперты в области географического образования сходятся во мнении: у электронных форм учебников достаточно большой потенциал. Однако данный формат материала должен быть методически отобран. Эксперты отмечают, что применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках и обучение полезным технологиям поможет педагогам сделать урок более деятельностным, эффективным и интересным.
Перейти в каталог учебной продукции по географииЭкология как самостоятельный предмет
По мнению педагогов, в мировой практике экологическое образование реализуется как метапредметное, поскольку его сложно отделить от биологии, географии, химии и ОБЖ. Основное назначение географии — учить взаимоотношению человека и окружающей среды. Специалисты отмечают, что экология возможна только как составная часть общей географической культуры — ученики узнают на уроках о взаимодействии общества и природы, о возможных подходах улучшения экологического состояния окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.
Стать участником проекта «Страна экологических троп»
Суть концепции географического образования
Сейчас мы находимся на стадии, когда формируются пути развития школьной географии, уже разработана и находится на утверждении Концепция географического образования. Первые попытки определить стратегию развития географического образования были 17-18 лет назад, когда была разработана Концепция школьного образования, рассчитанная на 12 лет. Поскольку многое изменилось, формы подачи учебного материала требуют переосмысления. Концепция посвящена тому, как будет развиваться география в новых условиях.
Смотрите также:
- Обсуждаем концепцию географического образования
- К чему приведет географию новая концепция?
- Все вебинары по географии
ВПР и ЕГЭ по географии в 2017 году
Согласно утверждениям научного сотрудника Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», руководителя федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Вадима Вадимовича Барабанова и заведующего кафедрой «Экономическая и социальная география имени академика РАО В.П. Максаковского» Московского педагогического государственного университета Александра Александровича Лобжанидзе, ВПР по географии сдавали 363 тысячи учащихся по России. При этом в качестве ЕГЭ по выбору географию сдают около 3% выпускников, хотя количество сдающих ЕГЭ по данному предмету в этом году увеличилось примерно на 3 тысячи человек. Анализируя полученные результаты, ведущие эксперты сходятся во мнении, что оценка образовательных достижений всегда должна быть формирующей.
Смотрите также:
- ВПР по географии: все для учителя и ученика
- Вадим Барабанов: «ВПР — не экзамен, а контрольная работа»
- Разбираем задания ВПР по географии
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования (электронные формы учебников, «Российская электронная школа», цифровая образовательная платформа LECTA). До прихода в издательство «ДРОФА» занимал позицию вице-президента по стратегическому развитию и инвестициям издательского холдинга «ЭКСМО-АСТ». Сегодня издательская корпорация «Российский учебник» обладает самым крупным портфелем учебников, включенных в Федеральный перечень — 485 наименований (примерно 40%, без учета учебников для коррекционной школы). Издательствам корпорации принадлежат наиболее востребованные российскими школами комплекты учебников по физике, черчению, биологии, химии, технологии, географии, астрономии — областям знаний, которые нужны для развития производственного потенциала страны. В портфель корпорации входят учебники и учебные пособия для начальной школы, удостоенные Премии Президента в области образования. Это учебники и пособия по предметным областям, которые необходимы для развития научно-технического и производственного потенциала России.