Социология в ЕГЭ по обществознанию (задания 10-12)
Задачи с графиками нередко вызывают трудности у выпускников. Подготовка к выполнению задания 10, связанного со спросом и предложением, включает в себя и повторение теории, и тренировку в работе с графиками.Для успешного выполнения заданий 10-12 ЕГЭ по обществознанию выпускнику нужно уметь рассуждать и анализировать данные графиков. Автор учебно-методических пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ Роман Пазин представил алгоритм работы со спросом и предложением, а также образец правильных рассуждений при выполнении заданий 10, 11 и 12. А подготовиться к остальным заданиям итогового испытания выпускникам поможет пособие «Обществознание. Полный курс в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ», в котором представлен материал курса в полном объёме.
Задание 10 ЕГЭ по обществознанию: теория
Спрос — это желание и возможность покупателей купить конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте.
Величина спроса — это количество товара или услуги, которое покупатели хотят и могут купить по данной цене.
Факторы, влияющие на величину спроса
Ценовые факторы
- Закон спроса: чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше величина спроса (т.е. покупатели приобретают охотнее товары по низкой цене, чем по высокой) и наоборот.
- Изменение величины спроса в зависимости от цены можно наблюдать по кривой спроса:
Рис 1
Неценовые факторы спроса (знание их чаще всего проверяется на ЕГЭ) — это факторы, которые могут привести к изменению спроса на товар при постоянной цене: 1) цены на товары-заменители (товары-субституты), 2) цены на дополняющие товары (комплементарные товары), 3) вкусы покупателей (мода), 4) ожидания изменения цен, 5) число покупателей, 6) доходы покупателей, 7) сезонность.
Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время.
Величина предложения — количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене.
Факторы, влияющие на величину предложения
Ценовые факторы
- Закон предложения: чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем больше величина предложения, и наоборот.
- Изменение величины предложения в зависимости от цены можно наблюдать по кривой предложения:
Рис 2
Неценовые факторы предложения — это факторы, которые могут привести к изменению предложения товара при постоянной цене: 1) технология производства, 2) налоги и дотации, 3) цены на другие товары, 4) перспективные ожидания изменения цен, 5) число продавцов, 6) цены на ресурсы, 7) расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг и пр.
Эти знания останутся для ученика голой теорией, если он не научится работать со спросом и предложением на практике. При подготовке к ЕГЭ можно проанализировать вместе с учениками 1-2 варианта десятого задания, а после дать самостоятельную работу над подобными задачами — с условием, что ученики будут обосновывать, почему каждый вариант ответа верен или не верен.
Алгоритм выполнения задания 10 ЕГЭ по обществознанию
- Понять, о чем говорится в задании: о спросе или о предложении? От этого во многом зависит результат выполнения. Вопросы заданы не обобщающие, они отражают жизненные ситуации, и это тоже важно учесть.
- Разобраться, что произошло с кривой предложения или с кривой спроса. Нужно представить реальную ситуацию на рынке, обратить внимание на то, о каком рынке идет речь (отечественном или импортном), представить, что будет происходить при одинаковом уровне цен на рынке. Все это может повлиять на ответ.
- Решить, какие из приведенных факторов могли привести к такому изменению. Проанализировать каждый фактор: понять, действительно ли он приведет к повышению или понижению, как указано в задании.
Задание 10 ЕГЭ по обществознанию: примеры и логические рассуждения
1
На рисунке отражено изменение спроса на зимнюю обувь на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество.)
Рис 3
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- рост издержек при производстве зимней обуви (приводит к снижению предложения);
- наступление зимы (неценовой фактор спроса: сезон);
- сокращение количества продавцов обуви (неценовой фактор предложения);
- успешная рекламная кампания производителей зимней обуви (если реклама успешная, спрос растет);
- повышение налогов для производителей обуви (неценовой фактор предложения).
Ответ: 2, 4
2
На рисунке отражено изменение спроса на модель телевизора на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество).
Рис 4
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- появление негативных отзывов в Интернете (негативные отзывы отрицательно влияют на спрос);
- снижение доходов населения (процесс, естественно влекущий снижение спроса);
- проведение удачной рекламы (позитивно влияет на спрос);
- техническое (моральное) устаревание модели (негативный фактор для спроса);
- внедрение современных технологий в производство (неценовой фактор предложения).
Ответ: 1, 2, 4
3
На рисунке отражено изменение спроса на чай на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество).
Рис 5
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- существенное увеличение количества фирм — поставщиков чая (фактор предложения);
- появление новой информации о пользе чая (позитивно влияет на спрос);
- появление большого количества подделок чая (негативно влияет на спрос, покупатели боятся приобретать товар);
- снижение цен на кофе (приводит к увеличению спроса на кофе, взаимозаменяемый товар, что негативно отражается на спросе на чай);
- снижение расходов производителей чая (фактор предложения).
Ответ: 3, 4
4
На рисунке отражено изменение предложения новых домов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество).
Рис 6
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- рост доходов населения (влияет на спрос);
- возросшие законодательные требования к застройщикам (влечет падение предложения на новые дома);
- увеличение стоимости кирпича и цемента (издержка, из-за которой предложение снижается);
- открытие новых строительных фирм (даже если предложение одной фирмы из-за появления новых упало, суммарно предложение все равно выросло);
- уменьшение процента по кредитам для застройщиков (снижение издержек делает строительство выгоднее, что приводит к увеличению предложения).
Ответ: 2, 3
5
На рисунке отражено изменение предложения картофеля на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество).
Рис 7
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- рост издержек производителей картофеля (увеличение издержек приводит к уменьшению предложения);
- открытие нескольких новых овощехранилищ с современным оборудованием (влечет рост предложения);
- уменьшение количества фермерских хозяйств, производящих картофель (даже если при этом одно фермерское хозяйство начнет наращивать производство, все равно суммарно предложение падает);
- внедрение новой высокопроизводительной технологии выращивания картофеля (производить становится выгоднее, предложение растет);
- аномально засушливое лето (сокращение урожая, то есть спад предложения).
Ответ: 1, 3, 5
6
На рисунке отражено изменение предложения газонокосилок на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (P — цена; Q — количество).
Рис 8
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?
- сокращение количества производителей газонокосилок (меньше производителей — меньше газонокосилок);
- внедрение новых высокопроизводительных технологий производства газонокосилок (неценовой фактор, увеличивающий предложение);
- появление предпочтения работать на приусадебных участках (позитивно влияет на спрос);
- повышение налогов для производителей газонокосилок (приводит к сокращению производства);
- уменьшение стоимости комплектующих для производства газонокосилок (поскольку стоимость комплектующих — это издержка, которая влечет рост предложения).
Ответ: 1, 4
Задание 11 ЕГЭ по обществознанию: кодификатор
Понимать социологию — значит, в том числе, и разбираться в стратификации современного общества, знать критерии (религия, например, относится к традиционному обществу, а не к современному). Такие знания весьма важны при выполнении задания 11 ЕГЭ по обществознанию. Различные точки зрения на важные социальные проблемы представлены в учебнике «Обществознание» базового уровня для 11 класса.
Кодификатор включает следующие пункты к разделу «Социальные отношения»:
- Социальная стратификация и мобильность
- Социальные группы
- Молодежь как социальная группа
- Этнические общности
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
- Социальный конфликт.
- Виды социальных норм.
- Социальный контроль.
- Семья и брак.
- Отклоняющееся поведение и его типы.
- Социальная роль.
- Социализация индивида.
Задание 11 ЕГЭ по обществознанию: примеры и логические рассуждения
1
Выберите верные суждения о социальной мобильности.
- Социальная мобильность означает социальные перемещения индивида или группы. Противоречий нет.
- Ученые выделяют структурную и циклическую социальную мобильность. Виды «структурная» и «циклическая» можно отнести, например, к безработице, но никак не к мобильности. Мобильность может быть вертикальной, горизонтальной, групповой, индивидуальной и т.д.
- Любые социальные взаимодействия можно считать социальной мобильностью. Категоричное слово-маркер «любые» исключает утверждение из верных ответов.
- Вертикальная социальная мобильность бывает как восходящей, так и нисходящей. Вертикальная мобильность может вести вниз из-за потери работы, в результате социальных революций и т.д.
- Каналами социальной мобильности называют способы перемещения людей по социальной лестнице. Противоречий нет.
Ответы: 1, 4, 5
2
Выберите верные суждения о социальных конфликтах в общественных отношениях.
- Социальные конфликты имеют как конструктивный, так и деструктивный характер. Конфликт действительно может иметь позитивные последствия.
- Непонимание сущности причин, вызывающих конфликт, может привести к увеличению его масштабов. Суждение сформулировано не категорично и является верным.
- Стороны конфликта в ходе его развития могут консолидироваться, объединяться для достижения поставленных целей. Противоречий нет.
- Одним из путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации. Продолжение конфронтации не может быть решением конфликта, это его продолжение.
- Социальный конфликт всегда порожден экономическими причинами. Слово-маркер «всегда» в 98% случаях означает, что суждение неверно.
Ответ: 1, 2, 3
3
Выберите верные суждения о социальных нормах.
- К способам регулирования поведения людей социальными нормами относятся дозволение и предписание. Дозволение и предписание — известные способы регулирования поведения людей.
- Моральные нормы являются одним из видов социальных норм. Утверждение из учебников.
- Все социальные нормы имеют рекомендательный характер. Достаточно вспомнить, что есть правовые общеобязательные нормы, чтобы понять: утверждение неверно.
- Одной из разновидностей социальных норм являются социальные санкции. Социальные санкции — элемент социального контроля, но не элемент социальных норм.
- Корпоративные нормы распространяются на членов объединений и обеспечиваются мерами общественного воздействия. Утверждение соответствует понятию «корпоративные нормы».
Ответ: 1, 2, 5
4
Выберите верные суждения о семье и ее типах.
- Семьей признается любая группа людей, имеющих общие интересы. У семьи могут быть общие интересы — как и у любых других групп.
- Нуклеарная семья — семья, состоящая либо из супружеской пары, либо из родителей (родителя) и детей. Противоречий нет.
- Для семьи демократического (партнерского) типа характерно возложение домашних обязанностей на женщину. Известные свойства демократической, партнерской и традиционно-патриархальной семьи указывают, что утверждение неверно.
- Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины. Противоречий нет.
- Для семьи демократического (партнерского) типа характерно отсутствие четкого разделения домашних обязанностей на «мужские» и «женские». Противоречий нет.
Ответ: 2, 4, 5
5
Выберите верные суждения о социальном конфликте.
- Социальный конфликт — это всегда конфликт индивидуальных интересов. Социальный конфликт может быть и групповым.
- В процессе социального конфликта стороны осознают свои интересы, что может положительно сказываться на развитии общества. Достаточно одного удачного примера, чтобы отнести данное утверждение к верным.
- Все конфликты выполняют дезинтегрирующие разрушительные функции. Не все конфликты выполняют дезинтегрирующие функции.
- Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Было бы согласие — не было бы конфликта.
- Последствия социального конфликта нельзя оценить однозначно. Последствия конфликта действительно могут быть противоречивые.
Ответ: 2, 4, 5
6
Выберите верные суждения о социальных нормах.
- К функциям социальных норм относят интегрирование индивидов в группы. Противоречий нет.
- Моральные и правовые нормы — основные регуляторы поведения людей в обществе. Мораль и право действительно являются основными нормами, на которых базируется регулирование поведения людей.
- К видам социальных норм относится социальный контроль. Санкции — не виды норм
- Видами социальных норм являются обычаи и традиции. Противоречий нет.
- Любой вид социальных норм является обязательным для исполнения всеми членами общества. Есть нормы, которые не для всех являются обязательными — например, религиозные.
Ответ: 1, 2, 4
7
Выберите верные суждения о социальной стратификации.
- Ученые выделяют прогрессивную и регрессивную социальную стратификацию. Стратификация — это неизбежное расслоение общества.
- В основу деления общества на страты положены уровень доходов, профессия, образование. Категоричности в суждении нет, а данные критерии действительно существуют.
- Любые изменения в обществе называют социальной стратификацией. Утверждение противоречит определению социальной стратификации.
- Стратификационная структура общества отражает сложившееся в нем социальное неравенство. Стратификация обязательно включает в себя неравенство, которое существует в том или ином обществе.
- Социальная стратификация отражает социальную иерархию. Противоречий нет.
Ответ: 2, 4, 5
Задание 12 ЕГЭ по обществознанию: примеры и логические рассуждения
1
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растет, снижается или не меняется?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Рис 9
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
- Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растет, в стране Z больше, чем в стране Y. Более 30% в стране Z против 15% в стране Y.
- Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается. 20% — это не каждый третий, а каждый пятый.
- Доля тех, кто считает, что престиж науки не меняется, в стране Y больше, чем в стране Z. Действительно, показатель в стране Y значительно выше.
- Доля тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается, в стране Y меньше, чем в стране Z. Показатели одинаковы.
- Равные доли опрошенных затруднились с ответом. Действительно, оба показателя находятся на уровне 10%.
Ответ: 1, 3, 5
2
В 2015 и 2016 гг. в ходе социологического опроса в стране Z совершеннолетних граждан им задавали вопрос: «Какие продукты питания вы чаще покупаете в магазинах?» (выбор нескольких позиций). Результаты опроса (% от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Рис 10
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
- Доля тех, кто в 2016 г. покупал рыбу и морепродукты, больше доли тех, кто покупал молоко и молочные продукты. Действительно, примерно 15% против 7%.
- Доля тех, кто в 2015 г. покупал мясо и птицу, меньше доли тех, кто в 2016 г. покупал фрукты. Неверно, поскольку все показатели в 2016 году ниже.
- В 2015 г. большинство респондентов покупали в магазинах рыбу и морепродукты. Большинства на графике нет.
- Около трети опрошенных респондентов в 2015 г. покупали в магазинах мясо и птицу. Противоречий нет.
- Доля тех, кто в 2015 г. покупал фрукты, меньше доли тех, кто покупал сыр и колбасы. Доля тех, кто покупал фрукты, действительно чуть меньше.
Ответ: 1, 4, 5
3
В городе Z был проведен опрос среди обучающихся и их родителей. Респондентам был задан вопрос: «Как вы (ваш ребенок) планируете продолжить образование после окончания 9 класса?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Рис 11
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.
- Более половины обучающихся готовы поступить в колледж, а затем устраиваться на работу. Этот вариант выбрали не более половины обучающихся.
- Наибольшие доли опрошенных каждой группы планируют, что обучающиеся продолжат образование в 10–11 классах, а затем поступят в вуз. Действительно, среди обучающихся и среди родителей это наиболее популярный ответ.
- Среди считающих, что после колледжа нужно идти работать, доля родителей меньше, чем доля обучающихся. Действительно, вариант «Колледж и работа» не так популярен среди родителей, как среди учеников.
- Равные доли родителей считают, что нужно после 10–11 классов поступать в вуз и после 9 класса поступать в колледж и устраиваться на работу. В статистике по родителям нет равных долей.
- Мнение о том, что после колледжа надо поступать в вуз, среди обучающихся менее популярно, чем среди родителей. Небольшая разница действительно есть.
Ответ: 2, 3, 4
#ADVERTISING_INSERT#