Социально значимый проект как одна из форм работы по воспитанию патриотизма у учащихся
1. Введение
1.1. Актуальность работы
Данная работа представляет собой опыт автора по использованию проектной деятельности в работе с учащимися. Представлены как учебные проекты так и социальный.
Главный приоритет отдан социально значимому проекту «Памятная доска герою», который был реализован в совместной деятельности учащихся, их родителей, выпускников школы. Руководила выполнением проекта Зимнович Надежда Валериановна, учитель школы № 29 Советского района.
Актуальность работы заключается в следующем:
- данная работа соответствует тем ценностям, которые обозначены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»;
- она осуществлена в соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
- полностью соответствует ФГОС на всех этапах осуществления образовательной деятельности;
- имеет значимый результат, который позволит проводить патриотическое воспитание в нашей школе на конкретном героическом примере.
1.2. Паспорт социального проекта «Мемориальная доска герою»
Название проекта |
«Мемориальная доска герою» |
Автор проекта |
Зимнович Надежда Валериановна |
Руководитель проекта |
Зимнович Надежда Валериановна |
Участники проекта |
Обучающиеся 7а класса, родители, спонсоры |
Название организации |
МБОУ «Школа № 29» Нижний Новгород |
Методы работы |
Встречи с людьми, знавшими героя, поиск родственников, работа в архивах Нижнего Новгорода, поиск материалов в Интернете, на сайтах Минобороны, встречи с ветеранами, подготовка документов в городскую Думу Нижнего Новгорода. |
Материалы и ресурсы |
Документы архивов, записи бесед, фотоматериалы. Поиск денежных средств на изготовление и установку мемориальной доски. |
Миссия проекта |
Сохранить для настоящих и будущих поколений учащихся школы память о жизни и служении Родине Лощилова Павла Александровича. |
Объект исследования |
Жизнь и подвиг Лощилова Павла Александровича |
Цель |
Включение обучающихся и их родителей в проектную деятельность по решению социально значимой проблемы – воспитание патриотизма у подрастающего поколения. |
Задачи |
Поиск материалов о жизни Лощилова П. А. Подготовка документов в городскую Думу Установка и торжественное открытие мемориальной доски |
Гипотеза |
Герои живут среди нас, они такие же как мы |
Проектный продукт и его использование |
Мемориальная доска на здании школы. Проведение торжественных линеек, митингов, сборов школы, праздников |
2. Проектная деятельность в школе
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
2.1. Проектная деятельность с т. з. ФГОС
Сегодня проектная деятельность в школе – требование ФГОС на всех ступенях школьного образования.
Вот как это отражено в документах:
«В процессе … освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)» (ФГОС НОО, п. 19.9)
«Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на: <… > формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (ФГОС ООО, п. 18.2.1)
«Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего (полного) общего образования … должна быть направлена на <…> формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования (ФГОС СОО, п. 18.2.1)
Включение обучающихся в проектную деятельность – один из путей
формирования УУД.
2.2. Наш опыт проектной деятельности
Настоящая образовательная ситуация даёт много возможностей для реализации проектной деятельности с учащимися.
Особенно много мы занимаемся ей последние три года. Опыт проектирования был и раньше, но не имел систематического использования.
Когда в 2014 году меня назначили классным руководителем в 5 класс, тогда поле этой деятельности стало более значимым.
С этого года мы стали участниками международных телекоммуникационных проектов, которые проводил Воронежский университет. Мы познакомились с ребятами из Воронежа, Новороссийска, Иркутска и других городов. Мы оценивали их проекты, они - наши, учились сотрудничеству, делились своим опытом. Это было незабываемое время. Особенно было приятно то, что тебя оценивали справедливо твои соперники. И мы старались оценить всех по достоинству.
Два раза нам удалось стать призёрами, занять 2-е место. Это очень было непросто и почётно.
Тема нашего первого проекта была следующая: «Подросток и его психологические комплексы».
Второй проект был нами выполнен по русскому языку: «Первые грамматики». Он получил диплом II степени.
Работа над данными проектами обогатила интересными знаниями, научила работе с информацией: её поиском, изучением, структурированием, обобщением; дала возможность совместной работы на общий результат, сделала нас дружной командой единомышленников.
3. Социально значимый проект как одна из форм работы по воспитанию патриотизма у учащихся
От интересных учебных проектов мы перешли к социально значимому проекту «Памятная доска герою». Тему проекта подсказала сама жизнь, а идею – классный руководитель.
Осенью 2016 года нашей замечательной школе исполнилось 80 лет. А зимой 2015 года каждый класс получил поисковое задание. Всё, что можно было выполнить в рамках этого задания, мы сделали. Но хотелось сделать что-то очень значимое и полезное. Времени у нас было 1,5 года, и мы дружно включились в предложенную работу. Нас очень поддержали родители.
Мы были уверены в том, что у нашей школы, которая имеет такую славную историю, обязательно должен быть герой.
Мы начали изучать сведения о педагогах, которые работали в школе.
Организовали встречу с учителем биологии Синяк Руфиной Юрьевной, которая помнит многих из них. Мы попросили рассказать нам о директоре школы Лощилове Павле Александровиче, при котором она впервые пришла в нашу школу и работала с ним. Она знала, что он воевал, но где и чем награждён не знала, он никогда об этом не говорил. Но она нам указала место поиска, без точного адреса, но с координатами: «Где-то в районе Высоковского проезда есть дома народной стройки, квартиры там с высокими потолками…»
И этого оказалось достаточно для начала поиска. Мы вдвоём со старостой класса пошли на поиски и нашли этот дом с первой попытки. Павла Александровича в нём помнили совсем немного, а вот жену хорошо помнили. Нам удалось попасть и в квартиру, в ней сейчас живут другие люди, но они смогли нам предоставить несколько фотографий.
К сожалению, вещей его не сохранилось.
Мы рассказали о нашем поиске в классе, и началась долгая, но интересная поисковая работа в соцсетях (поиск внуков и правнуков), на сайте Минобороны, в школьном и городском архиве.
Усилия наши не прошли даром и мы вышли на координаты его дочери Натальи Павловны Линденбаум, которая работала учителем немецкого языка в гимназии № 1 Нижнего Новгорода.
Она нам очень помогла с изучением биографии её отца и дала полное согласие на установку мемориальной доски на здании нашей школы.
Далее предстояло самое трудное – собрать пакет документов для подачи в Городскую Думу Нижнего Новгорода на основании
Решения от 25 июня 2014 года № 108- О « Положении об увековечении памяти выдающихся личностей и исторических событий в городе Нижнем Новгороде»
Вот какие документы мы собрали. В этом нам помогли наши родители.
2.7. Для увековечения памяти выдающихся личностей или исторических событий инициаторы увековечения памяти представляют в Комитет следующие документы:
2.7.1. Ходатайство об увековечении памяти выдающейся личности или исторического события (далее - ходатайство), содержащее предложение об увековечении памяти и форме увековечения памяти.
2.7.2. Сведения о выдающейся личности или об историческом событии с мотивировкой целесообразности увековечения их памяти.
2.7.3. Копии архивных документов, подтверждающих заслуги личности или достоверность исторического события.
2.7.4. Смета и сведения об источнике финансирования мероприятий по увековечению памяти выдающейся личности или исторического события.
2.7.5. При установке мемориального сооружения или мемориальной доски:
2.7.5.1. Документы, подтверждающие проживание (деятельность) в данном здании гражданина, память о котором предлагается увековечить, или о свершившемся историческом событии, если формой увековечения памяти является мемориальная доска.
2.7.5.2. Проект надписи на мемориальном сооружении или мемориальной доске (в лаконичной форме характеристика события, творческого достижения, периода жизни и деятельности конкретного лица, которому посвящено сооружение, мемориальная доска, полное имя, творческий псевдоним гражданина, обоснование установки в данном месте).
2.7.5.3. Согласованное с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода в области культуры и архитектуры предварительное эскизное предложение по размещению мемориального сооружения, мемориальной доски, содержащее портретные или стилизованные изображения, олицетворяющие памятные события, декоративные элементы, подсветку, сведения о размерах исходя из объема размещенной информации, наличия портретного изображения, декоративных элементов. (пп. 2.7.5.3 изложен в новой ред. решением городской Думы города Н.Н. от 20.04.2016 № 90 - см. предыдущую редакцию)
2.7.5.4. Сведения о предполагаемом месте установки мемориального сооружения, мемориальной доски.
2.7.5.5. Документы, подтверждающие согласие собственника объекта недвижимости, в том числе земельного участка, на установку мемориального сооружения, мемориальной доски, оформленные в соответствии с законодательством.
2.7.5.6. Согласование с органом, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в случае если здание является объектом культурного наследия.
2.7.5.7. Сведения о лице, которое будет являться собственником мемориального сооружения, мемориальной доски, а также о лице, которое принимает обязательства по их содержанию, реставрации или ремонту, обеспечению их сохранности.(Подпункт в ред. решения Городской Думы города Н.Н. от 27.05.2015 № 122 -см.предыдущую редакцию)
2.8. Комитет рассматривает поступившие ходатайства в течение трех месяцев со дня их поступления.
2.9. По результатам рассмотрения ходатайства и представленных документов Комитет принимает одно из следующих решений:
2.9.1. Рекомендовать городской Думе города Нижнего Новгорода принять решение об увековечении памяти выдающейся личности или исторического события;
2.9.2. Поддержать ходатайство о присвоении имени выдающейся личности или исторического события площадям, улицам, переулкам, проездам, скверам, бульварам, паркам и направить рекомендации в городскую комиссию по наименованию и переименованию площадей, улиц, переулков, проездов, скверов, бульваров, парков, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, сформированную в соответствии с Положением о порядке наименования и переименования площадей, улиц, переулков, проездов, скверов, бульваров, парков, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.11.2012 № 190.
После того, как были подготовлены все документы, мы начали работу по поиску спонсоров. Найти их оказалось делом нетрудным. Выпускники сразу же дали своё согласие.
Накануне праздника Дня Победы мы встретились в здании Арсенала с женщинами - нижегородками, которые воевали в Великую отечественную войну. Они поддержали нашу инициативу, поставили подписи под нашим ходатайством. А мы подарили им замечательную песню «Я хочу, чтобы не было больше войны». Они были очень благодарны нам и приглашали ещё к себе в гости.
|
Перед нами живая история - Кузьмичёва Людмила Ивановна –председатель городской секции женщин-фронтовичек, Почётный гражданин Нижнего Новгорода. |
|
Они все желали нам успеха, благодарили, приглашали ещё спеть для них. |
Городская Дума Нижнего Новгорода вынесла решение об увековечении памяти Лощилова Павла Александровича, директора нашей школы с 1954 по 1975 год, участника Великой отечественной войны, кавалера двух орденов «Красная Звезда», ордена «Отечественной войны I степени», ордена «Отечественной войны II степени».
Увековечить героя и прокурора
Дума Нижнего Новгорода на заседании 21 сентября приняла решение об увековечении памяти двух выдающихся нижегородцев: Павел Александрович Лощилов и Леонид Георгиевич Видонов внесли немалый вклад в развитие Нижнего Новгорода и воспитание нескольких поколений нижегородцев.
Школа помнит директора
Решением Думы на здании школы № 29 в Нижегородском районе по адресу: Ошарская улица,70 будет установлена мемориальная доска. Именно в этой школе уроженец Нижнего Новгорода, участник Великой Отечественной войны Павел Лощилов работал директором ровно двадцать лет: с 1954 по 1974 год. Павел Лощилов родился в Нижнем Новгороде в 1912 году. Прошёл всю войну, от Тулы до Берлина. Принимал участие в освобождении Вены, Праги, Будапешта, имеет многочисленные ордена и воинские награды.
Мы с классом подготовили сценарий торжественного митинга, посвящённого открытию мемориальной доски, сценарий вечера памяти, организовали и провели встречу родственников Лощилова Павла Александровича.
Мы предоставили материал для школьного стенда и памятной витрины.
|
Стенд в вестибюле |
|
Открытие мемориальной |
|
Мемориальная доска |
Я хочу, чтобы яркое солнце светило,
Чтобы снились всегда только добрые сны.
Чтоб Россия героев своих не забыла.
Чтобы не было больше войны.
Я хочу, чтобы не было больше войны!
4. Заключение
Учить выполнять социально значимые проекты – значит учить жить. Ведь сама жизнь – это главный проект человека. И только от него зависит, какой она будет. Какие цели и задачи будет решать человек, к какому результату будет стремиться? И начинать об этом задумываться надо в школе.
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.