Составляем текст по плану
- Составлять план будущего текста; анализировать и редактировать предложенный план текста; составлять планы текстов с учётом предложенных заголовков.
- План текста, заголовок текста, составление текста по плану.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — составление плана текста. Выполняется фронтально. Учитель предлагает ученикам подумать над тем, как они проведут выходной день, и записать распорядок дня в виде плана таким образом, чтобы потом можно было по этому плану рассказать о проведённом выходном дне. Проверка выполнения задания осуществляется на уроке 143 в упр. 3 (предварительно следует повторить выполненное задание). Вариант выполнения. Учитель предлагает ученикам вспомнить, как они провели выходной день, составить план будущего текста (опорой плана будет последовательность событий) и рассказать по плану о том, как прошёл выходной день. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — анализ плана текста, составленного по заданному заголовку и сформулированной основной мысли. Выполняется фронтально. Учитель обсуждает с учениками основную мысль и заглавие текста. Особое внимание следует уделить заголовку: в нём указывается на то, что, видимо, брату и сестре не удалось приготовить обед. Затем ученики приступают к анализу пунктов плана. В приведённом в учебнике варианте плана текста ошибочным является только пункт 1 — «Обед едят днём». Важно, чтобы ученики, если они увидят ошибку, обратили внимание на несоответствие этого пункта плана основной мысли текста, его заглавию. Затем ученики могут предложить свои варианты первого абзаца текста, кратко описать ситуацию, которая легла в основу текста. Если позволяет время, можно организовать составление коллективного текста, опираясь на традиционную последовательность действий. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (по выбору) в учебнике — подготовка к составлению текстов по предложенным заглавиям. Выполняется фронтально (в сильных классах может быть предложено для самостоятельной работы с обязательным последующим обсуждением результатов). Если упражнение выполняется учениками самостоятельно, следует ограничиться только составлением плана (можно предложить написать текст по плану только тем, кто хочет). При фронтальном проведении учитель последовательно анализирует с учениками каждый из приведённых в упражнении заголовков, обращая внимание на то, чему будет посвящён будущий текст, с какой целью он будет написан, какова его основная мысль. После этого ученики составляют план текста. Учитель записывает на доске варианты и редактирует их вместе с учениками. Примерный образец анализа: «Текст называется „Какой интересный урок!“. Как вы думаете, зачем ученик решил написать такой текст, о чём он хочет рассказать другим? Если ученик хочет рассказать о своём любимом уроке (об очень интересном уроке), значит, на этом уроке было что-то действительно необычное, запомнившееся. Как вы считаете — что? Как вы думаете, интересно ли читать (слушать) текст даже об интересном уроке, если он будет такой: „У меня сегодня был интересный урок. Я узнал много нового. Побольше бы таких уроков!“? Чего не хватает в таком тексте? Как бы вы рассказали о своём любимом (интересном) уроке? Может быть, стоит вспомнить какой-то интересный случай, что-то необычное, что вы узнали на уроке? Представьте, что вы рассказываете об этом своему младшему брату или сестре, которые ещё не учатся в школе...» |
5 | 5. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |