Солнечная система
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: восприятие фильма, коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, двигательная.
Цели: сформировать у детей понятие «космос», «солнечная система». Развивать навыки творческого рассказывания. Учить чётко, кратко отвечать на конкретно поставленный вопрос. Развитие внимания, памяти, ориентировка в пространстве.
Развивающие задачи:
- Развивать воображение, внимание, логическое мышление, память.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать мелкую моторики.
- Учить ориентироваться на плоскости, выполнять действия по словесной инструкции.
- Развивать интерес к космосу.
Образовательные задачи:
- Расширять знания о космосе, о солнечной системе.
- Расширять словарный запас.
- Закрепить знания о фигурах и их признаках.
- Закрепить согласование существительных с числительными.
Воспитательные: Индивидуальный подход к каждому ребёнку, включить каждого ребёнка в деятельность, создать благоприятную атмосферу в группе. Развивать у детей доброжелательность друг к другу, умению слушать не только педагога, но и товарища.
Предварительная работа: беседа, заучивание стихотворений, просмотр фильма о солнечной системе.
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент
Логопед: ребята, помните мы смотрели фильм о солнечной системе? А кто запомнил, что такое солнечная система?
Дети: Солнечная система – это солнце и вращающиеся вокруг него планеты.
Логопед: Правильно.
2. Логопед: И вот сегодня мы с вами отправимся путешествовать по солнечной системе.
(на экране появляется солнце)
Логопед: ребята все планеты пропали. Нам надо их вернуть. Кто знает, как можно попасть в космос?
Дети: На космическом корабле.
Логопед: правильно. У меня есть схема , по которой мы можем построить свой корабль.
(Схема сделана из разных геометрических фигур. Каждому ребёнку достаётся одна фигура. Дети по очереди называют свою фигуру и ставят её на своё место, обращаясь к схеме).
Логопед: наш корабль готов. Отправляемся в путь. Как называется первая планета солнечной системы?
Дети: «Меркурий»
Логопед: чтобы эта планета появилась, вам надо выполнить задание. Если задание будет выполнено верно, на экране появится планета.
- Задание № 1. Рассмотреть рисунок и среди четырех изображений выделить:
- 1 пару с одинаковыми элементами (т.е. 2 полностью идентичные картинки);
- 2 пары с одним отличающимся элементом;
- 1 пару с двумя отличающимися элементами.
См. Приложение №1
(Ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. Например: две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова).
Логопед: ребята посмотрите, на экране появился Меркурий. А значит вы правильно выполнили это задание. Молодцы.
Меркурий – самая близкая к солнцу планета. На планете нет ни воды, ни воздуха. Какая планета следует за Меркурием?
Дети: «Венера».
Логопед: Венера – вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь на столько жарко, что за несколько секунд можно приготовить пирог без духовки.
- Задание № 2.
В течение 5-10 секунд детям необходимо запомнить расположение кружочков в квадрате, а затем воспроизвести их в пустом квадрате по памяти. Задание выполняется за столами. Все задания подбираются индивидуально, исходя из уровня развития ребёнка.
Образец: см.Приложение № 2
После выполнения задания на экране появляется Венера.
Логопед: И с этим заданием вы справились. Ребята а вы знаете, что солнце – это звезда. Она даёт тепло и свет, необходимые для жизни людей, растений и животных. Без солнечного тепла не проживёшь. Вблизи солнце греет теплее, а вдали слабее. Значит на всех планетах разная температура. На одних жара, на других холод. А где-то посередине должно быть в самый раз. И оказывается это на нашей планете. Как называется наша планета?
Дети: «Земля».
Логопед: какая по счёту от солнца наша планета?
Дети: третья
- Задание № 3. Подобрать слова с противоположным значением.
добрый - ….
встречать - ….
открывать - …
подниматься - … и т.п.
На экране появляется Земля.
Логопед: После земли какая следует планета?
Дети: Марс.
Логопед: Марс – единственная планета похожая на Землю тем, что имеет четыре времени года, ледяные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек.
А здесь для вас приготовили весёлое задание.
- Задание № 4. Физминутка. Упражнения для развития межполушарных связей головного мозга. («Лезгинка», «Носик-Ушко», «Животик», «Кулак-Ладонь»).
Упражнения можно выполнять под весёлую музыку. Задача ребёнка успевать за педагогом делать движения.
На экране появляется «Марс».
Логопед: Ребята, а какая самая большая планета солнечной системы?
Дети: Юпитер.
Логопед: Она такая огромная, что в ней могли бы поместиться остальные 8 планет.
- Задание № 5. Я буду называть планету, а вы следующую после неё.
На экране появляется Юпитер.
Логопед: Отправляемся на шестую планету. Как она называется?
Дети: Сатурн.
Логопед: Сатурн известен своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
- Задание № 6. Чтобы Сатурн появился вам надо сказать, «что изменилось».
Педагог показывает карточку с изображением фигуры. Затем переворачивает её. Ребёнок должен сказать что изменилось. Например: Звезда была красная, а теперь жёлтая. Изменился цвет фигуры).
Логопед: ребята посмотрите, появился Сатурн. Молодцы, вы справились с этим заданием. Продолжаем наше путешествие. Седьмая планета солнечной системы Уран.
Уран – одна из самых дальних планет от солнца и поэтому на ней холодно. Эта планета лежит на боку, потому что когда то испытала столкновение.
Какое же задание нас ждёт.
- Задание № 7. Словесная игра: 1, 3 ,5 (Согласование существительных с числительными).
Звезда, ракета, планета, корабль.
Логопед: Молодцы. Нам осталось совсем немного. Вы ещё не устали?
Как называется восьмая планета Солнечной системы?
Дети: Нептун.
Логопед: правильно. Нептун – это тёмно – синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.
- Задание № 8. Я вам буду называть планету, а вы следующую после неё.
Логопед: итак наше путешествие почти подошло к концу. Нам осталось вернуть на своё место последнюю девятую планету. Как она называется?
Дети: Плутон.
Логопед: правильно. Это самая холодная планета. А как вы думаете почему?
Дети: она находится далеко от солнца и она очень маленькая.
- Задание № 9. Вы все превратитесь в планеты. В солнечной системе случился беспорядок, все планеты перемешались. Их надо срочно вернуть на место. (Дети бегают по залу в разных направлениях).
- Замрите планеты.
- Солнце встань в центре зала.
Юпитер – за солнцем.
Меркурий – перед солнцем.
Марс – справа от Юпитера.
Сатурн – слева от Юпитера.
Уран – слева от Сатурна.
Земля – перед Марсом.
Нептун – слева от солнца.
Венера – справа от Меркурия.
Плутон – слева от Меркурия.
- Давайте проверим, все ли планеты на месте. (Логопед называет планету, ребёнок поднимает руку и читает стих о своей планете. Стихи заучиваются заранее. Лучше, если каждый ребёнок будет знать все стишки).
СОЛНЦЕ. Солнце главная звезда, я свечу всем и всегда.
МЕРКУРИЙ. Жара солнце не боюсь, я Меркурием зовусь.
ВЕНЕРА. Я Венера красота, на поверхности жара.
ЗЕМЛЯ. Я планета Земля, на ней живём и вы и я.
МАРС. Я самый классный, Марс красный.
ЮПИТЕР. Больше нет планет совсем, я крупнее ясно всем!
САТУРН. Сатурн – модная планета, носит кольца разного цвета.
УРАН. Вокруг солнышка кружу на боку всегда лежу.
НЕПТУН. Нептун холодный, по цвету синий, 8ой от солнца, бурями сильный.
ПЛУТОН. Я Плутон, хоть самый маленький, но холодный и удаленький.
Логопед: ребята, вы молодцы. Все планеты вернулись на своё место. Посмотрите на экран.
См. приложение № 3
Логопед: А кто-нибудь знает как люди узнали о всех этих планетах?
(Педагог показывает телескоп).
Очень давно человек изобрёл телескоп. Бывают телескопы большие, маленькие (как наш), космические. Они похожи на трубу. За планетами и звёздами лучше наблюдать ночью в ясную погоду.
Итог
На этом наше путешествие подошло к концу. Вы все были молодцы!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.