Согласные звуки и их обозначение буквами
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- развитие умения распознавать гласные и согласные звуки;
- обобщение знаний об особенностях произношения согласных звуков.
Виды деятельности
- понимание различия между гласными и согласными звуками
- выделение особенностей согласных звуков
- составление запись предложений, правильное оформление на письме
- списывание (выборочное списывание) слов и предложений
- проверка написанного (самопроверка и взаимопроверка).
Ключевые понятия
Звук, буква, гласный звук, согласный звук, слово, предложение.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация имеющихся знаний | Беседа: оживление имеющихся знаний о гласных и согласных звуках, их различии. Учащиеся вспоминают, материал, пройденный на прошлых уроках. Они должны с опорой на изображение сформулировать ответ: при произнесении гласных звуков воздух не встречает преград, а при произнесении согласных — встречает. После того как дети сформулируют ответ, учитель может попросить их внимательно рассмотреть картинку и назвать отсутствующие на картинке буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Затем можно задать детям вопрос: какие буквы могут обозначать только один звук, а какие — два? |
2 | 2. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания. Учащиеся разыгрывают сценки-приветствия с использованием слов-приветствий. Затем учитель демонстрирует учащимся изображения и просит их попробовать воспроизвести диалоги людей, изображённых на картинках. |
3 | 3. Основной этап урока | Постановка учебной задачи. Учитель сообщает, что на уроке речь пойдёт о согласных звуках и их обозначении буквами. |
4 | 4. Основной этап урока | Для того чтобы сформулировать ответ на вопрос почемучки на с. 27 (Как произносятся согласные звуки?) учащиеся выполняют упр. 42. Учитель демонстрирует слайдшоу и просит детей внимательно вслушаться в слова, произнесённые диктором. |
5 | 5. Основной этап урока | Дети наблюдают за произнесением согласных звуков и обобщают их признаки. Для обобщения их признаков учащиеся используют материал со с. 28, также выведенный на интерактивную доску. |
6 | 6. Основной этап урока | Выполнение упражнения № 44. Списывание с заданием. Учащиеся работают с интерактивным объектом, вписывая в пословицы недостающие слова, определяя смысл каждой пословицы, объясняя, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы. После выполнения задания учащиеся должны списать пословицы в тетрадь. |
7 | 7. Основной этап урока | Фонетический разбор слов. Учащиеся рисуют или моделируют звуковые схемы слов, проверяют себя или друг друга. Затем можно попросить учащихся назвать, из каких букв состоят пропущенные в пословицах слова. |
8 | 8. Основной этап урока | Во время выполнения упражнения на списывание у учащихся продолжает формироваться представление об опознавательных признаках орфограммы «Обозначение парных глухих и звонких согласных звуков на конце слова». При выполнении задания, связанного с поиском в тексте слов с орфограммой «Парные глухие и звонкие согласные на конце слова», непременно надо обратить внимание учащихся на то, что не все слова этого упражнения с конечным согласным содержат эту орфограмму. Слова с непарными звонкими или непарными глухими согласными не имеют этой орфограммы. Учащиеся выполняют упр. № 45. Один из них работает у доски. После выполнения упражнения учитель просит детей назвать буквы, которые они вставили, и звуки, которые эти буквы обозначают. Далее можно предложить детям охарактеризовать эти звуки — сказать, гласные они или согласные, твёрдые или мягкие, слышатся ли при их произнесении голос и шум или слышится только шум. |
9 | 10. Домашнее задание | Какое слово здесь зашифровано? КРНДШ Запишите ответ в тетради. Составьте два предложения с этим словом. |