Технологии социализации в детском саду и школе: формы летнего досуга
Социализация детей в летний период — важная педагогическая работа, которая оказывает существенное влияние на развитие учеников. Современные технологии социализации для дошкольников описаны в пособии корпорации «Российский учебник» авторства Н.П. Гришаевой (старший научный сотрудник Института социализации РАН). В книге представлены, в том числе, формы летнего досуга в период летних каникул. Эти методики уже успешно опробованы педагогами ДОУ. Разберем виды детского досуга на занятиях «Клубный час», а также возможные сценарии летних программ, предоставленные специалистами подмосковного детского сада «Замок Детства».
Технологии социализации детей 4-11 лет
- «Клубный час» (в условиях максимальной свободы дети выполняют учебные задачи, направленные на развитие самостоятельности и инициативности; лучше всего проводить раз в неделю, в пятницу). Формы:
- деятельный КЧ,
- большая ролевая игра,
- квест,
- свободный КЧ
- Коллективные проекты (например, сбор материалов и создание поделок на единую тему, вместе с родителями).
- Проблемные педагогические ситуации (запланированные и спонтанные, позволяющие определить, как дети ведут себя в тех или иных сложных обстоятельствах).
- Волшебный телефон (телефон доверия волшебному персонажу, организованный при участии психолога).
- Развивающее общение (новая технология, представленная в книге Адел Фабер и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»).
- Социальные акции (участие в социально-важных проектах: например, празднование дня медицинского работника с коллективным созданием открытки и посещением местной амбулатории). Этапы подготовки и проведения летних мероприятий «Клубный час»

1. Спланируйте главных героев. Сказочные персонажи становятся ведущими мероприятий и проводниками детей в сказку. Как правило, роли героев выполняют педагоги. Хорошо, если персонажей как минимум двое: тогда отпуск одного педагога не станет причиной отмены «Клубного часа». Поначалу дети могут доказывать, что персонажи ненастоящие, однако желание включиться в игру у ребят быстро выходит на первый план.
2. Создайте портал для переноса в сказочное место. Детям нужен предмет, через взаимодействие с которым они будут переходить в игру. Это может быть самая обычная вещь — например, «ковер-самолет» из отрезка органзы. Даже такой простой предмет, получив сказочное название, вызывает у детей море положительных эмоций.
3. Спланируйте общую линию сюжета и соответствующие мероприятия.
Какая сюжетная линия свяжет все «Клубные часы» лета? Нужно придумать общую задачу, которую дети будут решать из недели в неделю. Например, поиск составляющих сказочного предмета, помощь персонажам. При этом каждый «Клубный час» должен иметь свою тему и направленность. Перед Днем семьи, любви и верности можно провести посадку цветов, символизирующих любовь. Для сплочения детей и педагогического коллектива не лишним станет изучить хобби: пусть дети проведут опрос об увлечениях среди педагогов и других учеников, презентуют собственные хобби на выставке. Задания должны быть посильными, но и не слишком легкими. Прорабатывая мероприятия отталкивайтесь от того, что ребенок может сделать сам, без помощи педагогов. В начале сценария стоит прописать навыки, которые ребенок должен открыть в себе на «Клубном часе». Постарайтесь включить мероприятия, предусматривающие участие родители (совместные игры, мастер-классы).
4. Обозначьте меры безопасности.
Поскольку «Клубный час» предполагает большую свободу действий для ребят, должны быть предусмотрены специальные меры безопасности. Для занятий в течение учебного года технология включает систему «красных карточек», чтобы дети внимательнее относились к своему здоровью. Например, получив несколько предупреждений за бег по лестнице, ребенок не допускается к следующему «Клубному часу» — это становится для детей серьезным стимулом соблюдать правила безопасности. Часто за учебный год дети усваивают все правила, и система штрафов на летних мероприятиях уж не требуется. Во время «Клубного часа» четко обозначьте территорию действия: если дети будут знать, что не найдут за ее пределами ничего «сказочного», то и не станут ее покидать. Если мероприятие проходит на большой территории — например, футбольном поле — подключите других педагогов к наблюдению за детьми (но так, чтобы ребята все же чувствовали полную свободу).
5. Проведите зачин.
На первом мероприятии дети должны узнать, чем они будут заниматься в ближайшие месяцы: познакомиться с героями, сюжетом.
6. Заполняйте папки и карты достижений.
По итогам каждого «Клубного часа» следует фиксировать результат. Пусть дети заполняют с вами свои отчетные папки. Если сюжет включает путешествие, создайте большую карту и отмечайте на ней с ребятами пройденные отрезки пути.
7. Проведите отчетное мероприятие. У сказки должно быть интересное завершение, поэтому финальное мероприятие стоит провести в виде квеста, ролевой игры. В конце персонажи прощаются с ребятами. Начиная работать с младшими подготовительными группами по технике социализации «Клубный час», спланируйте летние мероприятия на 4 года вперед, чтобы каждый раз дети имели дело с новыми сюжетами, персонажами, заданиями.

Примеры сценариев
«Таинственный остров»
Герои: Алладин и принцесса Будур.
Портал: ковер-самолет.
Проблема: поиск кристаллов из ожерелья, которые потеряла Будур.
Мероприятия: «Остров юных мастеров» → «Остров любознательных» → «Остров радуги» → «В сказочной стране» → «Остров семьи, любви и верности» → «Остров Нептуна» → «Песочный остров» → «Остров путешественников» → «Остров юных кулинаров» → «Остров мыльных пузырей» → «Остров хобби» → «Принцесса Будур и Алладин улетают» → «Волшебные созвездия»
Герои: Звездочет и Галатея.
Портал: космический портал.
Проблема: поиск звезд с целью создания своего созвездия.
Мероприятия: Созвездие «Умелец» → Созвездие «Малая медведица. Умка» → Созвездие «Крассиопея» → Созвездие «Читайка» → Созвездие «СемьЯ» → Созвездие «Водолей» и мыльные пузыри → Созвездие «Песочное» → Созвездие «Транспортус» → Созвездие «Кулинариус» → Созвездие «Единорог/Хобби» → Квест-созвездие «Замок Детства»
Представленные технологии социализации можно применять в работе как с дошкольниками, так и с учениками младших классов.