Сочетание букв жи – ши
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Данный план урока является частью сервиса "Классная работа"*
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Тренировать детей в чтении слов, содержащих сочетания букв жи – ши.
Виды деятельности
Сравнивать произношения слов (содержащих жи – ши) с их написанием. Находить ответы на вопросы в рисунках, звуковых схемах слов. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками.
Ключевые понятия
- Звук, буква, звуковая схема, тире.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Вот уже прозвенел звонок И позвал нас на урок. Все вошли спокойно в класс, Интересно здесь у нас. Послушайте загадку. Кто легче из друзей, кто тяжелей: Пчела, комарик или муравей — Определят не метр и не часы, Не календарь, не градусник — … (весы). Вот ещё одна загадка. Всё слышат, но молчат, Слева брат и справа брат. Меж собою не встречаются, Кто смышленый — догадается. (Уши.) |
2 | 2. Постановка учебной задачи | Сделайте звуковые схемы слов-отгадок. Чем похожи слова? (Два слога, одинаковый последний звук.) Звук в словах одинаковый, но на письме обозначается разными буквами. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Составьте звуковые схемы слов машина и пружина. Сравните ваши схемы с изображениями на доске. Какой показатель мягкости согласных звуков встречается в этих словах? Где он стоит? Почему в схемах слов не обозначены согласные мягкие? Сегодня нам предстоит узнать правило написания слов с сочетаниями букв жи – ши. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Сформулируйте правило, глядя на запись. |
5 | 5. Первичное усвоение знаний | Букварь, с. 68. Прочитайте текст. Что означает тире перед некоторыми предложениями? (Речь.) Все ли слова текста вам понятны? Давайте заглянем в словарик. Фургон — крытый фургон для перевозки грузов. Кузов — корпус автомобиля, в котором перевозят груз. Кабина — место водителя в машине. Пассажир — человек, совершающий поездку на каком-либо транспорте. Прочитайте текст по ролям. Сколько человек для этого нужно? (Два — рассказчик и герой Саша.) А как же кот Пушок? Как бы вы озаглавили текст? Физкультминутка |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Послушайте стихотворение «Грузовик». Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык — Опрокинул грузовик. Кто знает автора этого стихотворения? (Агния Барто.) Что общего между этим стихотворением и текстом? |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Прочитайте текст. Раскрасьте зелёным цветом буквы, обозначающие согласные мягкие звуки. Наступила зима. Выпал пушистый снег. У Миши санки. А у Оли лыжи. |
8 | 8. Первичное закрепление | Буква Ш является не только буквой, но и специальным знаком. Кто может объяснить, что он означает? Когда и для чего используется? (Знак означает, что у машины на шинах есть шипы, которые способствуют быстрому торможению машины и используются в зимнее время.) |
9 | 9. Первичное закрепление | Прочитайте слова. Отметьте те из них, в которых все согласные звуки — твёрдые. Джинсы, малыши, снежинки, вершина, живот. |
10 | 10. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 33, № 1, 2. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Сформулируйте правило. Какие затруднения испытали? |