Собираем, анализируем, действуем: как эффективно использовать Big Data на практике в обычной школе?
На первых дискуссиях Ed Crunch много было сказано о том, как большие данные меняют образование, как они влияют на его содержание и условия организации. Но эксперты говорят по больше части о проблематике развития профессионального образования – а что в школе? Есть ли своя специфика?
Как практик в сфере внедрения Big Data в школе, Мэтью Шей высказал точку зрения: в школе главным объектом анализа являются самые различные аспекты успешности каждого ребенка. На школьном этапе самое главное – нарисовать карту успеха ребенка во всем ее разнообразии, чтобы он дальше мог выбирать себе путь и карьеру. И здесь самое интересное – что именно мы измеряем? Каким образом можно измерить тот факт, например, что вдруг стал более критичен к своей работе или стал мыслить шире?
Виталий Алтухов, директор по разработке сервиса «Профилум», предложил еще один взгляд на вопрос:
– Отчасти Big Data это система анализа, которую можно использовать для контроля – например, мониторинга соцсетей: все ли у ученика в порядке в жизни? Родители всегда хотят контроля, и такую функцию Big Data тоже могут выполнять. С другой стороны, в контексте сервиса «Профилум» мы работаем на много целевых аудиторий, в том числе занимаемся профнавигацией. Задача классного руководителя – показать ребенку и такие возможности цифрового образования.
В ходе дискуссии выяснилось, что сейчас в Москве эксперты образования озабочены теми же проблемами, что и в США, и наш подход к использованию больших данных в школе схож с американским. Представитель департамента информационных технологий Правительства Москвы Мария Анисимова рассказывает:
– Один из важных результатов активного внедрения больших данных и математического моделирования на их основе – возможность прогнозировать возможные результаты поведения ученика сегодня. Мы не прогнозируем поведение, но стараемся понять, к чему оно может привести и как повлиять на его жизнь, судьбу, карьеру, на поведение других учеников? На поведение ученика влияет единовременно множество факторов: поступки родителей и одноклассников, генетика, свойства его личности. Если собрать все факторы, которые сейчас на него воздействуют, вплоть до хобби и времени, которое он посвящает прогулкам с родителями, то сложится единый образ, который поможет построить модель и спрогнозировать, как ученик войдет во взрослую жизнь.
Важно понять, что такая модель – это не ответ, «хорошо» или «плохо» развивается ученик. Это понятный и наглядный инструмент, который можно дать родителям, чтобы те своевременно провели коррекцию в ту или иную сторону.
В конечном счете все упирается в профессию, а точнее – в конкурентоспособность российских учеников на рынке труда, в том числе и международном. Модератор дискуссии, ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что запрос на образование на рынке труда есть, но это недостаточное условие для начала успешной карьеры: работодателям нужнее навыки, компетенции, а важнее всего – личные качества:
– Всем нам интуитивно понятно, что хороший сотрудник – инициативный, ответственный, коммуникабельный, способный учиться и развиваться. Система образования реагирует на этот запрос и пытается развивать эти компетенции у своих учеников прямо сейчас. Но вот интересно, какие из компетенций 21 века должны формироваться в школе, а какие в университете? Есть ли различия?
На этот вопрос ответил лектор Гарварда и автор многих образовательных подкастов Игал Розэн:
– Именно педагоги в школе должны показать детям, что такое работа в группе, креативность, гибкость и способность доказывать свою точку зрения. Если до 11 класса ключевые компетенции не были органически внедрены в образование и дети ими не овладели, то в университете их ждет, мягко говоря, много сюрпризов.
На самом деле освоение ключевых компетенций в университете – не совсем оптимальный сценарий, признает эксперт. Последние разработки в сфере образования в США связаны с тем, чтобы получать все необходимые навыки и развивать общие ключевые компетенции XXI века, одновременно изучая академические дисциплины и получая академические знания. Лучше всего эта практика идет в сфере естественных наук: химии, физики. Однако есть надежда, что и в гуманитарных науках, и в математике вскоре мы увидим хорошие результаты.
– Сейчас многие штаты Америки адаптируют свою систему образования так, чтобы внедрить освоение компетенций в программу и сделать их естественной частью занятий. В то же время, академические знания всегда будут важны, от них никто не отказывается.
А чего же ждут московские родители от образования? Готовы ли они к новому курсу, или видят школу такой же, в которой учились сами? Мария Анисимова ответила, что большинство проецирует свой личный опыт на ребенка, однако в то же время ожидания от школы постепенно трансформируются. Родители хотят, чтобы программа школьника не ограничивалась тем, что дают непосредственно в школе: они готовы к тому, чтобы образование вышло из школьных стен. С другой стороны, дополнительное образование, занятия в кружках, спорт отнимают очень много времени у детей.
К счастью, развитие ключевых компетенций, по мнению Марии Анисимовой, происходит не только на уроках и не только тогда, когда мы запланировали их развить: на прогулке с друзьями, во время чтения, в транспорте – везде есть возможность развить необходимые для дальнейшего успеха компетенции. Кроме того, обычная, повседневная жизнь – необходимый фактор психологического комфорта ребенка.
Наконец, Игал Розэн, как активный пользователь цифровых технологий в образовательном процессе, высказал мнение, что внедрение цифровых технологий и Big Data никаким образом не имеет цели заменить живого учителя и живое общение в школе.
– Заинтересованные ученики теперь не заняты запоминанием информации: они могут все прочитать в википедии. Теперь у них есть время подумать над тем, как использовать информацию. Когда вы читаете мои подкасты, вы не становитесь экспертами по обучению, вы просто получаете доступ к еще одному ресурсу. Необходим талант живого педагога, чтобы помочь ученику перейти на новый уровень, получить уникальный опыт.
МОДЕРАТОР:
Игорь Реморенко — Ректор Московского городского педагогического университета
УЧАСТНИКИ:
Мэтью Шей — Директор по успеваемости учащихся в школьном округе № 2, ведущий подкаста, лидер в области персонализированного обучения, США
Игал Розэн — Старший директор по решениям для обучения в ACTNext / ACT и лектор Гарвардской высшей школы образования, США
Виталий Алтухов — Директор по разработке и исследованию «Профилум»
Павел Сергоманов — Директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Дмитрий Зеливанский — Директор по информационным технологиям «Новой школы»
Артем Кастырко — Советника руководителя департамента информационных технологий (ДИТ) г. Москвы
Марианна Лебедева — Директор ГАОУ ДПО «ТемоЦентр»