Снимаем буктрейлер: теория и практика
В декабре 2016 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» в рамках партнерства с образовательным центром «Сириус» (г. Сочи) организовала для участников литературной смены мастер-классы. Их провели режиссер ОИГ Дмитрий Полюшкин и писатель, телеведущий, автор учебников по литературе Александр Архангельский.
Дмитрий Полюшкин посвятил свой мастер-класс основам режиссуры и подготовке детей к съемке буктрейлеров. Александр Архангельский рассказал о создании букрейлеров, об их задачах, особенностях и жанровых разновидностях, а также обсудил с детьми снятые ими видеоролики.
Что такое буктрейлер и зачем он нужен
Буктрейлер — короткий рекламный видеоролик по мотивам книги. Широкой публике буктрейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году: ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность буктрейлеры стали получать с 2005 года, благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей.
По словам Александра Архангельского, задача у создателей буктрейлеров всегда одна — заинтересовать читателя той или иной книгой, а способы для этого могут быть выбраны самые разные. Буктрейлер может быть серьезным или ироничным, он может быть точной иллюстрацией произведения или его вольной интерпретацией, даже пародией на книгу и сознательным эпатажем, цель которого — привлечь внимание к произведению.
Близкой к буктрейлеру является видеопоэзия — подобные ролики снимаются по стихотворным произведениям, когда поэтические строки того или иного автора сопровождаются определенными визуальными средствами.
Разнообразие подачи буктрейлеров обусловлено различными видами текста, которые появились в последнее время — электронные, интерактивные книги, а также мультимедиа, сочетающие как минимум три вида подачи материала: текст, аудио и видео. Сравнительно недавно появился новый интегрированный вид текста — лонгрид. Это длинностраничный материал, который позволяет полностью погрузиться в заданную тему благодаря тексту и интерактивным элементам: иллюстрациям, цитатам, инфографике, видео, сноскам.
Примером может служить проект издательского дома «Коммерсант», посвященный Великой Отечественной войне, в котором подробный текст подкрепляется разнообразными видео- и аудиосредствами, в том числе архивными фотографиями, воспоминаниями свидетелей. Таким образом, большая по объему и сложная по содержанию информация становится доступной и интересной для широкой читательской аудитории.
Еще один современный способ повествования — трансмедиа, когда для рассказа одной и той же истории (storytelling) используются различные медиаплатформы: книги, телевидение, вебсайты, социальные сети, мультимедийные презентации, компьютерные игры, афиши, плакаты и т.д..
Основные правила при создании буктрейлера
- Буктрейлер — короткий видеоролик, продолжительностью не более 3 минут
- Основная задача буктрейлера — заинтересовать читателя, показать, насколько интересна книга.
- Буктрейлеры рассчитаны не на массовую, а на целевую аудиторию, поэтому их бессмысленно показывать в кинозалах, главным способом их распространения являются группы по интересам в соцсетях. В этих группах можно организовать дискуссию на тему литературного произведения, по которому снят буктрейлер или провести видоеконференцию, чтобы привлечь внимание к рекламируемой книге.
- Создание буктрейлера — это творческий и вместе с тем коммерческий процесс, который требует тщательного расчета предстоящих затрат.
- Книга становится синтетическим жанром, и буктрейлеры тоже должны соответствовать этим требованиям: для их создания можно использовать самые разнообразные технические приемы (текст, инфографику, фрагменты известных фильмов, музыку, фотографии и т. д.).
- У буктрейлера есть множество разновидностей — мини-экранизация, интерпретация, видеопоэзия и даже пародия. Важно выбрать наиболее подходящий для данного литературного произведения творческий стиль.
Как снять свой буктрейлер. Основы видеопроизводства
- Важнейшим инструментом при создании буктрейлера является сценарий. История, описанная в книге, у нас уже есть, осталось только интересно показать ее. Подумайте, чем вы хотите поделиться со зрителем? В чем главная мысль? Напишите ответы на эти вопросы в нескольких предложениях. У вас получится синопсис — скелет будущего сценария.
- Подумайте что вы будете показывать в ролике, а что оставите за кадром, предоставив зрителю простор для фантазии. Тут нет мелочей, важно все! Где происходит действие? Как происходит? Что говорят ваши актеры? Ответы на эти вопросы — это сценарий и раскадровка.
- Следующий инструмент — композиция кадра. Со времен первых наскальных рисунков люди пытались создать глубину в плоском рисунке, ведь мир вокруг нас — объемный (3D, если хотите). Еще до появления термина «перспектива» эта задача решалась различными способами. Объекты, находящиеся ближе к зрителю, изображаются более мелкими — впоследствии этот прием получил название «обратная перспектива». Леонардо да Винчи был одним из первых, кто применил тональную перспективу. Это метод, согласно которому предметы, изображенные на заднем плане, должны быть выполнены в более холодной цветовой гамме. Сегодня этот прием также применяется в кино- и телевизионной съемке, придавая дополнительную глубину кадру.
- Если в процессе съемки вы понимаете, что у вас нет технических возможностей для создания тональной перспективы, создайте линейную перспективу с помощью окружающих объектов на фоне — книжных полок, зданий, коридоров. Подробнее о перспективе читайте в учебниках по ИЗО из линии УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8).
- Важный инструмент — свет. Классическая схема предполагает освещение главного объекта с трех сторон (трехточечная схема освещения) — основной световой прибор подсвечивает объект, компенсирующий световой прибор убирает тени, созданные основным, контровой свет отделяет объект от фона, делая его объемным. Однако вы можете экспериментировать со светом в зависимости от выбранного стиля подачи материала. Например, для того, чтобы объект в кадре смотрелся загадочным и даже устрашающим (фильм «Крестный отец»), достаточно подсветить лицо с одной стороны. Не бойтесь «играть» со светом, экспериментируйте, ведь в современных фильмах очень часто отходят от классических схем и рушат все законы, чтобы создать оригинальную, неожиданную картинку.
- Звук. Современные устройства позволяют записать звук отличного качества, но если объект съемки находится далеко от камеры, а дополнительного звукового оборудования у вас нет, то мы можем не услышать речь героя, особенно это касается съемок на шумной улице или в ветреную погоду. Выход — записать звук отдельно и подложить его в дальнейшем на монтаже.
- Режиссура и монтаж в создании видео отвечают за то, как двигаются актеры в кадре, какова последовательность этих кадров. Важно, чтобы в голове зрителя рождались ассоциативные связи от увиденного. Это дает возможность режиссеру при необходимости обмануть ожидания зрителя или усилить нужный эффект. Подумайте, какие ассоциации рождают три последовательно показанных кадра — зима, дом, веселые люди у камина; лицо грустного мужчины, дом, веселые люди у камина...
- Создать интересное видео можно и без монтажа, сняв все одним планом. Для этого нужно провести большую подготовительную работу с актерами, продумать реквизит и сделать много дублей. Один самых ярких примеров такого видео — клип группы Ok Go, который, кстати, разрушает все известные законы перспективы, композиции, но при этом смотрится очень эффектно. Поверьте, это видео было снято не с первого дубля и после длительной подготовительной работы целой команды.
- Экспериментируйте, не бойтесь ошибок и пробуйте новое и тогда у вас все получится! Больше советов по созданию видео.