Смысловое чтение в начальной школе: учим понимать текст
Решение любой задачи начинается с поиска информации. Чтобы уметь собирать нужные сведения, ребенку надо научиться осознанному восприятию текста – смысловому чтению. Как развить этот навык у учеников начальной школы, рассказала научный сотрудник ИСРО РАО Ирина Хомякова.
Навык смыслового чтения (СЧ) складывается из отдельных действий, которые применимы к текстам разного предметного содержания (математическим, художественным, историческим, естественно-научным):
- Восприятие
Чтобы мотивировать детей к чтению, очень важно обсудить с ними тему как перед знакомством с текстом, так и после, внимание стоит уделить и оформлению страницы.
Операции: «принимаю установку на слушание», «удерживаю установку», «проявляю эмоциональную реакцию». - Интерпретация и воспроизведение
Операции: «представляю содержание текста по заголовку, иллюстрации, чертежу, схеме, таблице», «определяю последовательность событий в тексте», «анализирую текст и формулирую главную мысль», «характеризую объекты на основе материала текста», «высказываю свое отношение к прочитанному», «доказываю текстом свое мнение». - Нахождение информации для решения учебных задач
Операции: «определяю назначение текста», «характеризую особенности текста как типа», «формулирую тему текста», «отвечаю на вопросы по содержанию», «сравниваю с другими в соответствии с учебной задачей». - Восстановление деформированного текста
Операции: «ищу, чего в тексте недостает», «что лишнее».
Читайте также: «Страна читающая» – конкурсы чтецов для учеников начальной школы
В помощь учителю издательство выпустило серию тетрадей для 1–4 классов с заданиями, позволяющими контролировать сформированность навыков смыслового чтения. Вопросы, дифференцированные по уровням сложности, предполагают понимание текстов разного содержания, стиля и вида. Они могут использоваться не только для оценки знаний, но и в процессе обучения.
![]() Купить |
![]() Купить |
![]() Купить |
Подробнее о методике формирования навыка смыслового чтения вы узнаете, посмотрев вебинар И. С. Хомяковой.