Слово в толковом словаре и тексте
- определять значения незнакомых слов; устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря; познакомить с толковым словариком учебника и основными приёмами поиска нужного слова
- значение незнакомых слов, контекст, толковый словарь
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию: наблюдение за словами, значение которых может быть неизвестно ученикам. Материал рубрики и вопросы читает учитель. Если ученикам известны значения выделенных слов или они установили их смысл по контексту, не следует предлагать другие тексты: важно обратить внимание на полноту и точность толкования. Можно также задать вопрос: «Как бы вы объяснили значения слов экспозиция, эскизы тем, кто совсем не знает, что это такое?» |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» может быть прочитана хорошо читающим учеником. |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Далее организуется работа с примером словарной статьи и толковым словариком в конце учебника. Особое внимание следует обратить на то, что слова в словаре располагаются по алфавиту (при необходимости рекомендуется повторить алфавит). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — проверка усвоения материала рубрик; работа с толковым словариком. Проводится фронтально; словарные статьи читает учитель или хорошо читающие ученики. В классах с высоким темпом работы можно предложить списать из толкового словарика учебника словарную статью слова экспозиция. Если организуется самостоятельное списывание, необходимо проверить правильность списывания, напомнив ученикам последовательность действий. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — работа с текстом и толковым словариком. Проводится фронтально. Первый абзац текста читает учитель, второй — ученик. Перед началом работы со словариком можно предложить ученикам объяснить значение выделенных слов, а потом, обратившись к словарику, сравнить правильность, точность и полноту толкования. В зависимости от темпа работы класса учитель определяет необходимость списывания одной из словарных статей. Для закрепления материала и расширения культурного кругозора учеников можно записать на доске предложение: «Эрмитаж, Третьяковская галерея, Лувр — самые известные картинные галереи в мире». Обратите внимание. При работе с лексическим значением слова и его описанием в толковом словарике следует учитывать, что словарём мы пользуемся чаще всего для того, чтобы выяснить значение незнакомого слова или уточнить значение известного. В большинстве случаев значение слова мы устанавливаем по контексту (именно поэтому — с обучающей целью — в тексте урока присутствуют в основном слова, значения которых вряд ли хорошо знакомы ученикам). Не следует обращаться к толковому словарику для объяснения значения хорошо известного слова или слова, значение которого ученики определили по контексту. Объём учебника не позволяет включить в толковый словарик большее число слов, поэтому следует пользоваться дополнительными толковыми словарями, например: Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Харьков; М.; Томск, 1993; Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998. |
7 | 7. Дополнительная работа | В классах с высоким темпом работы можно предложить учащимся выписать из толкового словарика два прилагательных, два существительных, два глагола, составить с выписанными словами несколько сочетаний. Из толкового словарика ученики выписывают только слова указанных частей речи, а слова для сочетаний подбирают самостоятельно. Например, в словарике есть слово золотой, ученик выпишет его как имя прилагательное, подобрав к нему любое подходящее слово (шлем, вечер и т. п.). |
8 | 8. Словарная работа | Записать слово русский и родственные ему, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этими словами, предложения записать в рабочую тетрадь. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма с использованием широкой разлиновки. Прописываются строчные буквы а, о, а, о, ао, оа, ао, оа с обязательным контролем одинаковой высоты их элементов и слово русский. |
10 | 10. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |