Следуй за белым кроликом, или Как перевести занятия в онлайн-формат
Высшее приходит на помощь среднему. В этот раз речь о ступенях образования. В нашем материале мы собрали рекомендации трех вузовских преподавателей, которые уже совершили переход на дистанционные сервисы работы. Впечатления, личные советы, положительные эмоции и лайфхаки — актуальная тема может быть по-весеннему позитивной.Интересна и статистика высшей школы: по данным Мониторинга научных кадров высшей квалификации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ за 2019 год, четверть (24,3%) работников вузов с ученой степенью за последние три года ни разу не проводили и не участвовали удаленно или по видеосвязи в учебных и научных мероприятиях. Но этот показатель все равно куда выше, чем в среднем образовании.
Сейчас образовательные организации в экстренном порядки принимают вызов о переходе в онлайн. Сотни учителей в наших социальных сетях интересуются, чем и как пользоваться для организации вебинаров и трансляций.
Решение пришло сверху. В этот раз «сверху» в значении «уровня» образования. Редакция РУ обратилась к преподавателям РГГУ, которые с радостью поделились своим опытом проведения онлайн-занятий. Кто-то уже многие годы пользуется самыми различными сервисами, кто-то активизировался недавно. В любом случае, тенденция укрепления моста «высшее — среднее» есть, и она крайне полезна.
Ирина Павловна Азерникова, к.и.н., доцент кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства Факультета истории, политологии и права
Как преподаватель по своему опыту скажу, что гораздо проще работать из дома. У нас оборудовали аудитории для выхода в интернет и записи больших поточных лекций, общения со студентами онлайн. Но на сколько я знаю, этим мало кто пользуется, потому что все предпочитают сидеть дома и вести занятия со студентами «по дистанту».Чем пользоваться?
В основном у меня сейчас две платформы для работы. Первая — это вузовская электронная информационно-образовательная среда. Собственно, во всех университетах эти информационно-образовательные среды введены. Увы, в этих официальных чатах с группами никто не сидит. Я там оставляю какие-то сообщения, но, мягко говоря, не все студенты их читают.Поэтому гораздо проще общаться со всеми в ВКонтакте. У меня и до ситуации с коронавирусом были диалоги со своими группами, сейчас же я завела дополнительные чаты, где договариваюсь во сколько у нас будет онлайн-связь. Там же даю задания, а студенты присылают мне свои вопросы и решения.
По поводу онлайн: я сегодня (интервью от 19 марта — прим.ред.) впервые провела занятие на платформе Zoom, мне очень понравилось. Нам прислали огромную инструкцию о том, как заходить в Zoom и Discord через корпоративный аккаунт. Коллеги еще предлагают Скайп и Adobe, но, честно говоря, меня больше всего устраивают ВКонтакте и ZOOM. Ими я и продолжу пользоваться.
Черные квадратики
Конечно, пока немного непривычно, потому что я достаточно эмоциональный и экспрессивный человек. Я привыкла ходить по аудитории, жестикулировать руками, обращаться напрямую к каждому студенту и получать от них какой-то feedback. А в онлайн такую реакцию вряд ли получишь. Мне все время казалось, что я пригвождена к столу. И еще интересно: если работаешь на большую аудиторию, то так или иначе кто-то отвлекается, кто-то смотрит в телефончик, но я по крайней мере их вижу. А тут у студентов есть возможность отключить камеру, и я не вправе запрещать им это делать. У кого-то не работает видео, у кого-то аудио, и когда я задаю вопрос, а кто-то начинает мне отвечать, я могу не понять, кто говорит, так как вижу черный квадратик вместо лица.Но в целом все очень позитивно, мы со студентами шутим и стараемся относиться к этой ситуации с юмором.
«Я искренне считаю, что дистанционное образование может быть лишь отличным дополнением к основному, к очному образованию. И никакие супер online-конференции или 3D-проекции не заменят живого общения в аудитории.
Мне повезло, что большинство групп, которые я сейчас веду, знакомы со мной «в реале», так что работу дистанционно мы воспринимаем как временную меру. Я очень надеюсь, что временную. Потому что на первых порах это прикольно и весело. Но я достаточно скептически отношусь к тотальному переходу образования, а особенно высшего в online-формат».
Не в гречке счастье
К панике я отношусь с юмором. Сегодня, когда сходила в магазин и обнаружила, что туалетная бумага есть, мне сразу стало спокойнее. =) Не оказалось гречки — это действительно так (правда, есть 33 вида риса и прочих круп). Но я, слава богу, к гречке отношусь спокойно, поэтому я взяла свежих овощей и ушла домой спокойно.Что касается мер, предпринимаемых мною, то (как и все) я гораздо чаще мою руки. Хотя мне и раньше казалось, что я протирала все салфетками. Сейчас это приобретает какую-то гипертрофированную форму: спиртовые салфетки у меня есть всегда, каждый час протираю телефон.
Со студентами тему обсуждаем, конечно, но все больше со смехом, юмор выступает как защитная реакция. И она не самая плохая. Ведь самое главное — не паниковать. Попробуйте наслаждаться тем, что сейчас можно не ходить на пары, а подползать к компьютеру или планшету, а потом иметь возможность перейти в кровать писать домашнее задание или на кухню за чем-нибудь вкусненьким.
Расписание по желанию
Я очень благодарна организации всего «дистанта» в вузе. Нас не заставляют привязывать онлайн-занятия к расписанию. Условно говоря, сегодня у меня две пары, которые должны были начаться в 15.50 и закончиться к 19.00 с перерывом. Я спокойно начала занятия в 16.15, потому что мне самой так было удобно, и так же спокойно мы с ребятами провели все, что нам было нужно. Во вторник, когда вся система только устанавливалась, и мы не понимали куда бежать и что делать, у нас были две пары. Я перенесла эти два занятия на вечер пятницы. Все обсуждаемо! Студенты — союзники, а не противники. Если неудобно выходить в эфир или возникает что-то сверхсрочное, то можно смело редактировать наше обычное расписание.Вероника Игоревна Ярных, к.э.н., доцент факультета журналистики Института Массмедиа
Я преподаю предметы, связанные с коммуникациями: от современного медиаменеджмента до межкультурных коммуникаций в современных медиа. Современные медиа — это во многом именно «цифра», так что контекст вполне определен.Думаю, моя история работы с интернет-сервисами очень сильно отличается от опыта целевой аудитории — школьных педагогов. У меня 20-летний опыт бизнес-тренера и консультанта, я вела много вебинаров на платных и бесплатных платформах. Так что лично для меня такой переход на онлайн проблемы не составляет.
На сегодняшний момент я использую Google Класс как бесплатный ресурс для размещения материалов к занятиям и заданий. Там есть возможность создания тестов разного вида, размещения заданий и материалов к лекциям, выставления отметок и т.д. Что касается лекций: колеблемся между Zoom и Google Hangouts. Проблема была как раз в ведении лекций (вебинаров).
«Бесплатных платформ достойного качества практически не было, а нужные ресурсы все платные. Но не было до коронавируса — тот же Zoom, любимый многими преподавателями, снял ограничение в 40 минут бесплатной трансляции. Так что теперь преподавание в дистанционном формате — это вопрос привычки».
Внутри факультета мы договорились, что вся информация для студентов отправляется на общестуденческую почту. На нашем факультете этот почтовый ящик создан сотрудниками деканата, к нему есть доступ у всех студентов очной формы бакалавриата (иногда обязанность по созданию ящика переходит к старосте конкретной группы — прим. ред.)
Кроме того, поскольку студенты зарегистрированы в курсе Google Класс, им приходит уведомление на личную почту о материалах занятия и заданиях для выполнения.
«В общем, даже если товарищи не хотят — обучающие материалы их догонят».
Студентам (у меня 3 и 4 курсы) вполне удобно, на курс они без проблем зарегистрировались.
Если же говорить о мерах защиты, которые я предпринимаю сама... Что же, это самоизоляция. Максимальное Социальное Дистанцирование. =) К сожалению, при эпидемии заболевания, передающегося воздушно-капельным и контактным путями ничего другого не придумать.
Малкина Виктория Яковлевна, канд. филол. н., доцент, заведующая кафедрой теоретической и исторической поэтики ИФИ РГГУ
В ближайшие недели мне предстоит вести курсы: Историческая поэтика, Анализ художественного текста, плюс научно-исследовательский спецсеминар «Визуальное в литературе».«Мой основной инструмент – Zoom. Очень удобно для семинаров: все всех видят и слышат, можно показать презентацию или файл на компьютере. Большой плюс — есть запись. Так что для тех, кто не смог быть онлайн, будет доступен видеоролик, пусть хотя бы посмотрят».
Лекции просто планирую записать на видео и выложить на YouTube с ограниченным доступом (видео будет доступно по ссылке, его нельзя будет найти в поиске — прим.ред), пусть ознакомятся в любое удобное время.
Кроме того, я уже создала несколько файлов с совместным доступом (для каждой группы) на Google Документы, где студенты могут задавать вопросы и сами же на них отвечать (ну и я, конечно, тоже), когда будет время.
Сверх этого — рассылка заданий и получение индивидуальных работ по электронной почте группы, что является классической практикой в вузе.
Для спецсеминара есть группа ВКонтакте, на время дистанционной работы активизируем там обсуждения. Коллеги по кафедре также используют или планируют использовать группы в WhatsApp.
До текущей ситуации все эти инструменты я уже пробовала, но на регулярной основе была только почта и группа ВКонтакте, остальное разово.
На первых занятиях было примерно по две трети от каждой группы — т.е. как и на обычном семинаре. Но пока есть технические сложности: один человек не мог установить Zoom, еще у нескольких были проблемы со звуком. Так что попросите учащихся изучить сервис заранее и сделайте это сами: на сайте есть приличная инструкция. Опросов не проводила, но вроде студентам понравилось, все-таки новая игрушка. Вначале были немного напряжены, во всяком случае, некоторые, но к концу вполне расслабились.
«Минусы у дистанционной работы, конечно, есть: нет живого общения, немного затруднена коммуникация, мне не видно всех одновременно, а только по очереди, почти отсутствуют невербальные компоненты — качество видео не у всех хорошее, некоторые вообще оставили только звук. Так что целиком на online-обучение я переходить не согласна, но иногда удобно и полезно».
Из плюсов — усталости, конечно, меньше! Кстати, к нам смогли присоединиться коллеги и студенты старших курсов, которые обычно на занятия не успевают либо боятся смутить студентов своим присутствием.
Со студентами тему коронавируса и безопасности не обсуждала: люди все взрослые. Сама — стандартно. Стараюсь никуда не ходить, мою руки и лицо. Маску бы носила, но пока не купила.
Хотите поделиться своим опытом перенесения занятий в online?
Пишите на Davydova.OG@rosuchebnik.ru