Складываем числа
Знакомство с понятием «сумма», знаком «плюс».
Формировать первоначальные сведения о действии сложения и понятии «сумма».
Формировать умение использовать знак «+» для записи сложения.
Формировать умение составлять равенства на основе знания состава однозначных чисел.
Формировать умение выполнять сложение в пределах 10.
Формировать умение сопоставлять информацию, представленную в разных видах (текст, рисунок, схема, числовое выражение).
Формировать умение обозначать количество предметов символами.
Формировать умение соотносить количество изображённых предметов со схемой, схему — с числовым равенством, числовое равенство — с рисунком.
Закреплять умение выполнять классификацию предметов по разным признакам.
Развивать внимание, математическую речь учащихся.
Запись сложения с помощью знака «+».
Сложение в пределах 10.
Составление числовых равенств.
Обозначение предметов символами, составление схем.
Классификация предметов по разным признакам.
Установление соответствия между рисунком и схемой, схемой и равенством, рисунком и равенством.
Сумма, сложение, знак «плюс», состав числа, равенство.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Задание способствует формированию умения упорядочивать рисунки по количеству предметов. Ученики располагают рисунки в порядке увеличения числа предметов. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают рисунок, определяют количество изображённых предметов и отмечают записи, которые подходят к этому рисунку, объясняя, что обозначают числа в записях сложения. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Знакомство с принципом обозначения предметов в группе единицами. Объяснение. Один грибок — это 1. Другой грибок — это тоже 1. Всего 2. Можно записать это с помощью знака «плюс»: 1 + 1 = 2. Учащиеся дополняют равенства к рисункам. Работа с интерактивным заданием. Выполнение вычислений (увеличение числа на 1). Учащиеся закрашивают фигуру, в которой записана сумма, равная числу 6. Дополнительно они могут назвать сначала все геометрические фигуры одним словом (многоугольники), а затем — каждый многоугольник по отдельности (квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник). |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Смысл понятия «состав числа» раскрывается при классификации предметов, изображённых на рисунке. Объяснение. Каждый гриб можно обозначить цифрой 1. Сколько всего грибов? Можно записать так: 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5. Если мы распределяем грибы в группы по виду, то получается две группы: мухомор и сыроежки. Это отражает равенство 1 + 4 = 5. Если мы выполняем классификацию по цвету, то получаем равенство 3 + 2 = 5. Можно выполнить на доске рисунки, иллюстрирующие ответы на вопросы задания. Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между рисунками и равенствами. Учащиеся считают фигуры на рисунке и соединяют его с подходящим равенством. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Понятие «сумма» вводится через практическую деятельность учащихся. Этапы работы: 1) обозначаем каждый цветок палочкой; 2) обводим столько палочек, сколько цветов каждого цвета; 3) обозначаем число палочек (цветов) числами; 4) составляем равенство. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на формирование умения обозначать предметы на рисунке символами, моделировать (составлять схемы). Установление соответствия между рисунком и схемой. Ученики подбирают к рисунку подходящую схему и объясняют свой выбор. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Составление и запись равенств по рисунку. Пропедевтика решения текстовых задач, работа с информацией разного вида (сопоставление рисунка, схемы и числовой записи). Учитель может сначала дать описание первого рисунка («Было 2 жёлтых и 4 зелёных яблока. Сколько яблок?»), а затем предложить учащимся самостоятельно описать остальные рисунки, нарисовать схемы и составить равенства. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют сложение чисел и записывают результаты. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения складывать числа. Учащиеся выполняют сложение по цепочке и записывают результаты. |