Система развивающего обучения Л.В. Занкова
«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» (Л.С. Выготский)
Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Педагогические основы системы
Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка. Читать далее

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов
Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей. Читать далее

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников
У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Читать далее
Заключение

1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;
2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;
4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.
5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;
6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.
Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.
Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.
В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.
Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.
В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»Принять участие общественно-педагогическая акция системы развивающего обучения Л.В. Занкова «Будущее начинается вчера»