Сероводород. Химия. 9 класс
Класс: 9.
Познать истину – значит понять сущее.
Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри.
Н.А.Бердяев
Цели урока:
- Научить устанавливать зависимость физических свойств от вида химической связи и типа кристаллической решетки.
- Сформировать знания о химических свойствах сероводорода, сульфидов.
- Отработать навыки записи уравнений.
- Совершенствовать умение отражать сущность окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
- Закрепить понятия процессов окисления, восстановления, понятий «окислитель», «восстановитель».
- Отметить физиологическое действие сероводорода на живые организмы,
Планируемый результат:
- Знать: Строение, состав, свойства сероводорода, сульфидов.
- Уметь: доказывать свойства сероводорода, сульфидов записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и в окислительно-восстановительном виде.
УДД:
- познавательные: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды
- регулятивные: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
- коммуникативные: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.
Тип урока: комбинированный.
Метод: прогнозирование.
Формы организации работы учителя: обобщает и систематизирует знания учащихся, полученные в процессе работы, оценивает деятельность учащихся на уроке, организует беседу по инструктивной карте, по слайдам и опытам, создает проблемные ситуации.
Технология: КСО (работа в группах), ИКТ, работа с текстом, работа с ОЭР.
Оборудование:
- компьютер, экран, презентация, выполненная в программе Power Point с электронного диска, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
- Раздаточный материал (инструкционные карты).
- Оборудование: штатив с пробирками, реактивы: Na2S, Cu(NO3)2, Na2SO3, H2SO4.
УМК: Габриелян О. С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Дрофа» 2014г. – 159 с.
План урока
- Мотивация (3 мин.)
- Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
- Изучение нового материала (25 мин.)
- Закрепление (10 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
I. Мотивация (3 мин).
Приложение №1. Инструктивные карты.
II. Актуализация знаний учащихся (5 мин.)
III. Изучение нового материала (работа в группах, 25 мин.).
Работа с презентацией и инструктивной картой.
Показ слайдов. Рассмотрите слайд 1.
Содержание инструктивной карточки
№ |
Вопросы, подлежащие рассмотрению |
Вопросы и задания |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||||
I. Сероводород – сложное вещество |
|||||||||||
1 |
Состав, строение молекулы сероводорода Слайд 2 |
Составьте формулу сероводорода. Н2S |
Определите степень окисления, валентности серы, вид химической связи, тип кристаллической решетки. Н2S–2 (II), ковалентная, полярная, молекулярная кристаллическая решетка. |
Составьте схему химической связи. Н:S:Н |
|||||||
2 |
Нахождение в природе Слайд 3. |
В каком виде сероводород встречается в природе? |
Назовите природные соединения сероводорода |
Запишите формулы природных соединений сероводорода. |
|||||||
3 |
Физические свойства. Физиологическое воздействие на живые организмы. Слайд 4. |
Укажите агрегатное состояние, цвет, запах. |
«… Тогда услышал я (о, диво!) запах скверный, Как будто тухлое разбилося яйцо»... А. С. Пушкин |
Газ, бесцветный, с запахом тухлых яиц, ядовит, растворим в воде (в 1V H2O растворяется 3V H2S при н.у.); t пл. = –86°C; t кип. = –60°С. |
|||||||
4 |
Получение сероводорода Слайд 5. |
Предложите способ получения сероводорода |
Составьте уравнения реакции взаимодействия сульфида цинка и соляной кислоты. |
ZnS + 2HCl = ZnCl2 + H2S ZnS + 2H+ = Zn2+ + H2S H2 + S → H2S↑ (при t) FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S↑ |
|||||||
5 |
Свойства сероводорода (сернистой кислоты) Слайд 6-9
Видеоопыт с электронного диска «Получение сероводорода и изучение его свойств» |
Как изменяется сила кислот в ряду напряжения Н2S → Н2Sе → Н2Тe??? Как изменяется цвет индикатора? Какие свойства характерны для соединений, в которых элемент проявляет низшую степень окисления? Используя, ряд электроотрицательности неметаллов составьте уравнения реакций. Выпишите элементы, которые претендуют на роль окислителя, восстановителя? |
Составьте уравнения реакции диссоциации сероводородной кислоты. Рассмотрите взаимодействие кислоты с сульфатом меди. Составьте уравнения реакций горения сероводорода в избытке и недостатке кислорода? |
Рассмотрите данную реакцию с точки зрения электролитической диссоциации. Н2S = Н+ + НS– НS = +Н2S–2 + Сu+2S+6О4–2 = реакция обмена Сероводород горит голубоватым пламенем: 2Н2S–2 + 3О20 2S+4O2 + 2H2O
При недостатке кислорода образуется сера: 2Н2S + О2 = 2S↓ + 2H2O
|
|||||||
Сероводород легко окисляется хлором, оксидом серы IV, хлоридом железа III . Составьте уравнения реакций. |
Н2S–2 + Cl2 = 2HCl + S0
H2S–2 + 2FeCl3 → 2FeCl2 + S0 + 2HCl |
||||||||||
Сероводород восстановитель. Какими веществами легко окисляется? Как взаимодействует сероводород с серебром? |
Серебро при контакте с сероводородом чернеет. Алюминий восстанавливает серебро до металла, а раствор соды удерживает ионы серы. Качественная реакция на сероводород и растворимые сульфиды |
4Ag + 2H2S + O2 → 2Ag2S↓ + 2H2O |
|||||||||
Какая качественная реакция на сероводород и растворимые сульфиды? Назовите одну из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров? Как реставрировать картины? |
Использование свинцовых белил. При взаимодействии с сероводородом образуется сульфид свинца(II). Напишите реакцию реставрации картин. |
H2S + Pb(NO3)2 → PbS↓ + 2HNO3 Na2S + Pb(NO3)2 → PbS↓ + 2NaNO3 Pb2+ + S2– → PbS↓ осадок PbCO3 + H2S = PbS↓ + CO2 +H2O Окисление сульфида свинца(II) пероксидом водорода Описание опыта4. В стакан с раствором нитрата свинца(II) при перемешивании добавляют немного раствора сульфида натрия. Выпадает черный осадок сульфида свинца: Pb(NO3)2 + Na2S = PbS– + 2NaNO3 Небольшую порцию черной суспензии сульфида свинца переносят во второй стакан и при перемешивании добавляют раствор пероксида водорода; образуется белая суспензия сульфата свинца(II): PbS + 4H2O2 = PbSО4 + 4H2O В этой реакции пероксид водорода ведет себя как окислитель. PbS + 4H2O2 → PbSO4(белый) + 4H2O |
|||||||||
|
Зарядка для глаз. (1-2 минуты) Соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с использованием компьютера на уроке. |
|
|||||||||
II. Сульфиды. Классификация сульфидов |
|||||||||||
6 |
Получение сульфидов |
Предложите способы получения сульфидов |
Составьте уравнения реакции |
|
|||||||
Нагревание металла с серой. |
Hg + S → HgS |
||||||||||
Растворимые сульфиды получают действием сероводорода на щелочи. |
H2S + 2KOH → K2S + 2H2O |
||||||||||
Нерастворимые сульфиды получают обменными реакциями. |
Pb(NO3)2 + Na2S → 2NaNO3 + PbS↓ ZnSO4 + Na2S → Na2SO4 + ZnS↓ MnSO4 + Na2S → Na2SO4 + MnS↓ SnCl2 + Na2S → 2NaCl + SnS↓ |
||||||||||
7 |
Сероводородная кислота образует два ряда солей? Слайд 11. |
Средние (сульфиды) и кислые (гидросульфиды). |
Составьте схемы. |
Na2S – сульфид натрия; CaS – сульфид кальция; NaHS – гидросульфид натрия; Ca(HS)2 – гидросульфид кальция. |
|||||||
8 |
Химические свойства сульфидов? |
Растворимые сульфиды имеют щелочную реакцию |
Напишите реакции |
K2S + H2O → KHS + KOH S2– + H2O → HS– + OH– |
|||||||
Растворимы ли сульфиды металлов, стоящие в ряду напряжений левее железа? |
Только в сильных кислотах |
ZnS + H2SO4 → ZnSO4 + H2S |
|||||||||
Чем можно растворить нерастворимые сульфиды? |
Под воздействием концентрированной азотной кислоты. |
Fe+4S2–2 + 8HNO3 → Fe(NO3)3 + 2H2SO4 + 5N+2O + 2H2O
|
|||||||||
9 |
Какие свойства характерны для соединений, в которых элемент проявляет низшую степень окисления? |
Составьте уравнение реакции горения сульфида меди (II). |
Рассмотрите данную реакцию с точки зрения окисления, восстановления. |
2CuS + 3О2 = 2CuО + 2SО2
|
IV. Тест
Слайд 12.
1. Степень окисления серы в сероводороде:
а) +2;
б) –2;
в) +4;
г) +6.
2. В молекуле сероводорода химическая связь:
а) ковалентная полярная;
б) ковалентная неполярная;
в) ионная;
г) водородная.
3. Соединениями с ковалентной полярной и ионной связью являются соответственно:
а) O2, Na3N;
б) O3, HBr;
в) H2S, Na2S;
г) O2, S2
4. Водородное соединение серы проявляет свойства:
а) основания;
б) не проявляет кислотно-основных;
в) кислоты;
г) амфотерного соединения.
5. Реактивом на сульфид-ион является:
а) ион меди(II);
б) ион натрия;
в) хлорид-ион;
г) сульфат-ион.
6. Какое из веществ проявляет только восстановительные свойства
а) S;
б) SО3;
в) SO2;
г) Н2S.
V. Домашнее задание
H2S → S → CuS → SO2 → SO3 → H2SO4 → ZnSO4 → BaSO4
Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения нового способа действия.
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне было непонятно…
- Очень трудное в работе…
- Очень интересное в работе…
- Задания мне были по силам…
- В процессе работы я научился…
Ресурсы:
- Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2013.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2003
- Электронные образовательные ресурсы. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6f5aa-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_05.swf
- Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Адрес сайта: http://window.edu.ru/http://www.hemi.nsu.ru
- Уроки химии Неметаллы 9 класс с применением информационных технологий: методическое пособие с электронным приложением Т.М.Солдатова – ООО «Планета» 2011.