Ко дню рождения Сергея Есенина: биография поэта и идеи для урока
3 октября – 126 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина. Предлагаем провести урок, посвященный лирике русского поэта, а заодно узнать, какое из его произведений ученики любят больше всего. Интерактивные задания, методические рекомендации, советы по подготовке домашней работы и четыре набора карточек с цитатами поэта — все материалы для яркого занятия собраны в одной статье. Звонок уже прозвенел. Приступим!Важные факты из биографии и ключевые моменты творческого пути
Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, и главная отличительная черта этой, как вспышка молнии, жизни — её эмоциональная насыщенность и интенсивность.Родился Есенин 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове на Рязанщине в крестьянской семье. Пяти лет выучился читать, а с 8–9 лет начал писать стихи. Окончил Константиновское земское четырёхгодичное училище (1904–1909) и Спас-Клепиковскую школу (1909–1912). Затем приехал в Москву (1912) и полтора года слушал лекции в Народном университете Шанявского (1913–1914). Он много читал и, обладая редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу.
1915
Весной 1915 года он едет в Петроград «к Блоку» — «первому поэту России». «С него и началась моя литературная дорога», — с благодарностью будет потом вспоминать Есенин. Блоковские советы строже относиться к творческому труду, не спешить с публикациями («За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ...») Есенин запомнит навсегда.
В Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом, который вскоре станет его учителем и с которым его всю жизнь будут связывать сложные отношения дружбы-вражды — Николаем Клюевым (1884–1937). Познакомился он и с другими известными писателями — М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилёвым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус и др. С этого времени Есенин становится профессиональным писателем.
Его стремительное появление в литературе считали сказкой, чудом, сравнивали с внезапным явлением кометы.
«Литературная летопись не отмечала более быстрого и лёгкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель».
1916–1917
В начале 1916 года в Петрограде вышел первый поэтический сборник Есенина «Радуница», получивший высокую оценку критики. В том же году Есенин был призван в армию и до Февральской революции 1917 года служил санитаром в военном поезде.1917–1919
1917 — начало 1919-го — самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает Февральскую и Октябрьскую революции, хотя и «принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», как напишет в автобиографии.1919–1921
1919–1921 годы — время разочарования в революции, неприятия Есениным братоубийственной Гражданской войны и того социализма, который строили большевики: «Вёслами отрубленных рук // Вы гребётесь в страну грядущего» («Кобыльи корабли»). Близкий знакомый Есенина поэт А. Соболь рассказывал В. Ходасевичу, что «так „крыть“ большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил Есенин, давно был бы расстрелян».1921–1923
Двойственное отношение Есенина к советской действительности, на которую он смотрит глазами своих противостоящих друг другу героев «Страны Негодяев» — бандита Номаха (Махно) и комиссара Рассветова.В 1922–1923 годах со своей женой американской танцовщицей Айседорой Дункан (1878–1927) Есенин совершил длительное путешествие в Европу и США. В одном из писем этого времени поэт отмечал:
«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать — самое высшее мюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать здесь, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому здесь это не нужно... Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод... Зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину».

Методические рекомендации
Начать разговор о творчестве поэта можно с чтения любимых стихотворений. Это может быть конкурс на лучшего знатока стихотворений Есенина: учитель начинает читать стихотворение, а ребята продолжают. Интересно будет узнать, какое стихотворение самое популярное: на листе бумаги школьники записывают название стихотворения или первую строчку из него — так будет выявлено стихотворение-победитель, которое обязательно прозвучит полностью. Удачным дополнением к этой части урока будет презентация с видами русской природы, возможно, рязанских пейзажей, вдохновлявших поэта, и песнями на стихи Есенина.«Топи да болота...» |
«Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть» |
«Над окошком месяц...» |
«По лугу со скрипом Тянется обоз — Суховатой липой Пахнет от колес» |
«Сыплет черемуха снегом...» |
«Радуют тайные вести, Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою» |
«Край любимый! Сердцу снятся...» |
«Я и сам когда-то в праздник спозаранку Выходил к любимой, развернув тальянку» |
Другой вариант этого задания — скачать, распечатать и раздать ученикам карточки с цитатами из стихотворений поэта (у нас их 35 — хватит на весь класс!). Кто из ребят догадается, цитата из какого произведения ему досталась, должен поднять руку и рассказать стихотворение полностью, или вспомнить его название.
![]() |
![]() |
|
А после можете прочитать стихи классу и попросить ребят ответить на вопросы.
1. «Сыплет черёмуха снегом...»
- Какое настроение создаёт стихотворение?
- Найдите слова, которые помогают понять, какое время года описывает поэт.
- Какие краски, цвета преобладают в стихотворении?
- Какие еще признаки указывают на то, что поэт рисует в стихотворении весну?
- Как связано состояние природы с настроением лирического героя?
Попросите класс описать чувства, которые испытывает поэт к своей малой родине.
3. «Топи да болота...»
- Много ли оттенков цвета в стихотворении? Найдите и перечислите их.
- Перечислите метафоры.
- Найдите в стихотворении эпитеты.
- А есть ли в произведении олицетворение?