Секреты финансовой грамоты: как развивать способность младших школьников действовать в команде и понимать других?
Чтобы занятия по финансовой грамоте были увлекательными и полезными, а еще стали интеллектуальным, эмоциональным и социальным опытом детей, важно выбрать правильное пособие. Главными секретами с нами поделилась кандидат педагогических наук, доцент и автор пособия по финансовой грамотности Елена Николаевна Жаркова.«Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства... Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал... обсчитывать».
Станислав Теофилович Шацкий
Зачем развивать коммуникативные действия детей на занятиях финансовой грамоты?
С одной стороны, группа коммуникативных действий выделена во ФГОС как специальный обязательный результат начального образования. А с другой, в стандартах из 16 требований к метапредметным результатам 8 относятся именно к коммуникативным действиям. Развитые коммуникативные навыки — действительно важные условия для развития познавательных и регулятивных учебных действий. Еще одна причина — освоении финансовых отношений, которое тоже строится на базе коммуникативных навыков.Понимание и взаимодействие с другими:
- способность договариваться с другими (убеждать, аргументировать, видеть разные точки зрения и интересы);
- способность уважать интересы других, учитывать социальное и культурное разнообразие;
- способность к сотрудничеству, в том числе в роли лидера и в роли участника;
- способность принимать ответственность и распределять ее между участниками команды;
- способность разрешать конфликты.
Источник: «Универсальные компетентности и новая грамотность», 2020 г.
Что важно для развития коммуникативных действий детей?
Разберемся, какие элементы в содержании пособий по финансовой грамоте особенно важны для развития коммуникативных навыков учеников.Галерея персонажей-помощников
Еще один центральный элемент пособия — помощники. Начальная школа обычно приветствует такой подход. Персонажи пособий по финансовой грамоте понятийные, они изображены с юмором, в понятном для детей стиле, и помогают ребятам разобраться в тонкостях финансового взаимодействия. Герои растут и развиваются вместе с детьми и на протяжении трех лет (со 2-го по 4-й классы) все глубже постигают секреты правильного обращения с бюджетом.В именах персонажей содержатся наименования самых распространенных стратегий финансового поведения:
- девочка Куплю-То-Не-Знаю-Что демонстрирует пример популярного среди детей (и многих взрослых) поведения: появились деньги — надо срочно пойти что-то купить;
- мальчик Дешевле-Некуда старается подражать взрослым, бездумно экономя абсолютно на всем;
- Финграмыч — более уравновешенный герой, который ведет себя по-разному в разных ситуациях, любит учиться, предлагает не торопиться своим эмоциональным друзьям.
Но все трое не являются образцами для подражания — это ключевой момент.
Как пособие «Секреты финансовой грамоты» обеспечивает развитие коммуникативных действий детей?
«Многие педагоги привыкли подсказывать детям, на какие пиктограммы в учебнике нужно обратить внимание. Но вместо этого лучше спросить: „Ребята, вы увидели восклицательный знак рядом с этим заданием? Что он означает?“»
Элементы управления называют основные действия, которые дети осваивают, работая с учебным контентом, а также подсказывают детям разными способами (словами и знаками), какие действия выполнять с учебным контентом. К тому же пиктограммы и различные значки в пособиях постепенно становятся для детей средствами самоуправления действиями с учебным контентом.
А элементы контента, в свою очередь, служат источниками информации, открытой для критического отношения, оценки, продолжения и дополнения самими детьми. Помимо этого они являются еще и учебным материалом, на котором дети осваивают систему совместных учебных действий и приобретают способность грамотно решать определенный круг финансовых задач. Еще одна их функция — формирование у детей разных стратегий взаимодействия и стратегий работы с информацией.
Первый пазл запускает деятельность детей. А дальше они могут выбирать, как им работать — индивидуально, в паре или в группе. Учитывайте, что на занятии по внеурочной деятельности классу нужно предоставить выбор. Но грамотное наблюдение и коррекцию тоже, конечно, никто не отменял.
«Финансовая грамота не только про деньги. Она содержит элементы морально-этического плана — и в первую очередь связана с отношениями людей, когда все стараются соблюдать интересы друг друга».
Что дети делают вместе на занятиях финансовой грамоты?
Прежде всего, дети выполняют элементы проектной и исследовательской деятельности.
- Ставят учебно-познавательные цели – определяют цели (личные и общие) и критерии оценки их достижения.
- Обсуждают детские кейсы: высказывают свое мнение, свое отношение или оценку ситуации; сравнивают разные точки зрения; приводят аргументы «за» и «против».
- Выбирают и создают информацию: дополняют друг друга, чтобы иметь максимально полную информацию для решения задачи или ответа на вопрос.
- Участвуют в ролевых играх и турнирах, готовят сценки-импровизации: распределяют роли между собой; договариваются, кто, что и как будет делать.
- Решают финансовые задачи: обсуждают главное и второстепенное в условиях задачи; обсуждают возможные варианты решения; обосновывают самое оптимальное решение.
- Выражают свое согласие или несогласие с выводами: оценивают правильность выводов; находят и исправляют выводы-ловушки; дополняют выводы, приводят свои аргументы и примеры.
- Выполняют взаимопроверку, оценивают личные и общие достижения на занятии.
- На основе выбранного критерия проводят презентацию своих достижений: публично представляют классу свои лучшие работы, результаты выполнения заданий, свои самые яркие открытия, озарения.