Секреты успеха подготовки к школе
Важнейшим критерием готовности ребенка к начальной школе является обучаемость, то есть способность воспринимать и обрабатывать информацию. Если в детском саду и дома практикуется познавательное развитие, то ученик в первом классе будет чувствовать себя комфортно. Старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Елена Кочурова представила в вебинаре требования ФГОС и развивающие действия для успешной подготовки дошкольника.Требования ФГОС
Дошкольное образование направлено в первую очередь на развитие навыков обучения. Школа не имеет права требовать от детей, пришедших в первый класс, такие предметные навыки как чтение или написание цифр. А вот неразвитая моторика или неумение выразить мысль – действительно могут привести к проблеме. Согласно официальным нормам, выпускник подготовительной группы должен выполнять познавательные действия, иметь представления о себе, других людях и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов (по форме, цвету и так далее), быть способным к коммуникации, самостоятельным действиям и саморегуляции.
Если ученик умеет воспринимать информацию, отвечать на вопросы, сравнивать, удерживать инструкцию учителя, то он легко освоит предметные навыки, предусмотренные программой первого класса. Для быстрой адаптации ребенка в условиях школьной регламентированной учебы нужна психологическая готовность. Как показывает практика, не всем первоклассникам свойственна и физическая готовность к старту обучения.
Показатели готовности ученика к школе
В начале первого класса учителям рекомендуется проводить педагогическую диагностику, и на основе ее результатов выстраивать программу первого полугодия. Пособия корпорации «Российский учебник» для дошкольного образования представляют все основные направления подготовки к школе. Издание «Педагогическая диагностика. Русский язык, математика. 1 класс» в свою очередь помогает определить, насколько хорошо ребенок усвоил необходимые учебные навыки.
Основные показатели и упражнения для их формирования, диагностики:
- Способность к зрительному восприятию информации.
Пример задания: Нарисовать сложную фигуру по образцу.
- Способность к слуховому восприятию информации, развитый фонематический слух.
Пример задания: Составить слово из первых звуков в названиях нарисованных объектов (шишка, арбуз, рыба), записать, найти на странице рисунок, иллюстрирующий полученное слово.
- Владение пространственными представлениями.
Пример задания: Выполнить упрощенный графический диктант, закрашивая определенные квадраты на разделенном поле (ориентир – черная клетка, нужно закрасить квадрат в четырех клетках справа от нее, в одной клетке слева).
- Развитая моторика и зрительно-моторная координация.
Пример задания: Провести линию внутри витиеватой дорожки, не выходя за границы поля.
- Способность составлять связную речь.
Пример задания: Составить рассказ по представленным картинкам (мальчики, футбольные ворота, хоккейная клюшка).
- Умение проводить классификацию и выделять признаки.
Пример задания: Дать названия представленным группам животных и птиц, дополнить каждую группу.
- Наличие дочисловых представлений и умение сравнивать множества по числу элементов
Пример задания: Рассмотреть группы разных предметов, соединить группу с четырьмя тарелками с теми группами, в которых столько же объектов.
Познавательное развитие
Полноценному познавательному развитию способствует:
-
Общение со взрослыми, их внимание к высказываниям ребенка.
-
Помощь в развитии восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения.
-
Развитие интереса ребенка к самостоятельному поиску путей выполнения заданий, таких как исследование, сравнение, установка соответствия, объяснение действий.
-
Поддержка проявлений сообразительности: постановка понятных вопросов, вызывающих активную мысль ребенка, радостное удивление.
-
Содействие развитию математических способностей, среди которых способность выделять главное, отвлекаясь от несущественного.
-
Формирование интереса к рассуждению, состоящему из доказательств, обоснований и выводов.
-
Создание ситуаций, вызывающих любопытство, создающих атмосферу творчества.
В начальной школе, согласно нормам, дети осваивают логические действия анализа, синтеза, обобщения, классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов. Налицо преемственность обучения, о которой нужно задумываться до поступления ученика в первый класс.