Считаем двойками
Формирование умения считать двойками с опорой на модель числового ряда.
Формировать вычислительные навыки: переход от счёта предметов к движению по числовому ряду.
Формировать умение считать двойками с опорой на числовой ряд.
Формировать умение выбирать арифметическое действие в соответствии со схемой.
Формировать умение объяснять выбор арифметического действия.
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10 с опорой на модель числового ряда.
Закреплять умение определять место чётного и нечётного числа в числовом ряду.
Закреплять понятие «пара».
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Составление пар предметов.
Определение предмета, у которого нет пары.
Определение лишнего предмета на рисунке.
Выполнение «шагов» по числовому лучу.
Определение положения числа на числовом луче по отношению к его началу.
Определение направление движения по числовому лучу: вправо или влево.
Выбор действия сложения или вычитания в соответствии с направлением движения по числовому лучу.
Выполнение сложения и вычитания в пределах 10.
Выбор записи к схеме.
Определение места чётного и нечётного числа в числовом ряду.
- Увеличение, сложение, уменьшение, вычитание, числовой луч, чётное число, нечётное число, пара.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между числом и количеством предметов на рисунке. Ученики считают предметы на рисунке и закрашивают два предмета — 2 гриба. Дополнительно: «Каких предметов столько же, сколько арбузов? (Один арбуз и одна чашка.) Каких предметов по три? (Мячей и цветов.) Какое наибольшее количество предметов на рисунке? (4 яблока.)» |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Ученики определяют лишний предмет на рисунке и объясняют свой выбор: лишним является варежка, потому что у неё нет пары, а другие предметы изображены парами. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся отвечают на вопросы задания с опорой на рисунки. Примеры парных предметов: руки, ноги, глаза, уши, очки, обувь, колёса у машин, чашки и блюдца, крылья и т. д. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся объединяют носочки в пары, находят носок, у которого нет пары, и закрашивают его. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Установление связи между словами «увеличилось» и «уменьшилось» и знаками + и – с опорой на рисунки. Учащиеся определяют, что можно класть вишенки на тарелку по одной или сразу по две, т. е. равенства 2 + 1 + 1 = 4 и 2 + 2 = 4 имеют одинаковый смысл: и в том и в другом случае количество вишен увеличивается на 2. Работа с интерактивным заданием. Соединение записей с одинаковыми результатами. В столбике слева записаны суммы, где выполняется прибавление числа 2 по одному (1 + 1), в столбике справа — суммы, где сразу прибавляется число 2. Ученики выполняют сложение и соединяют суммы с одинаковыми ответами из левого и правого столбиков. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Увеличение и уменьшение числа на 2 с опорой на числовой луч. Сначала дети рассматривают рисунки, отражающие действие сложение, и формулируют результаты наблюдений: чтобы прибавить 1, переходим к следующему числу; чтобы прибавить 2, двигаемся вправо (увеличиваем число), перешагивая через одно число. Ученики записывают равенства к рисункам: 4 + 2 = 6; 5 + 2 = 7. Учитель обращает внимание, что в первом равенстве «шагали» от чётного числа (4) и в ответе получили чётное число 6, во втором случае шагали от нечётного числа (5) и в ответе получили нечётное число (7). Аналогичная работа проводится и с двумя остальными рисунками. Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между схемой и записью действий сложения или вычитания. Ученики рассматривают рисунки, на которых изображена схема движения по числовому лучу. Они определяют число, от которого начинается движение, и находят соответствующее равенство на сложение или вычитание. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Определение ряда, состоящего из нечётных чисел. Ученики называют числа в каждом из предложенных рядов, отмечают ряд, где записаны только нечётные числа в пределах 10, и объясняют свой выбор (в других рядах есть чётные числа). Работа с заданием № 4 учебника. Тренировка в прибавлении и вычитании числа 2 с опорой на модель числового ряда, запись результатов. Вычислительные приёмы: если прибавить 2 к нечётному числу, то получится следующее нечётное число; если прибавить 2 к чётному числу, то получится следующее чётное число; если вычитать 2 из чётного числа, то получится предыдущее число, если вычитать 2 из нечётного числа, то получится предыдущее нечётное число. Тренировка в назывании чётных и нечётных чисел. Учитель называет число (например, 5) и просит определить, чётное оно или нечётное. Затем предлагает назвать следующее (или предыдущее) нечётное число. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения выполнять прибавление и вычитание чисел 1 и 2 в пределах 10. Учащиеся выполняют действия по цепочке и записывают результаты. |