Считаем до трёх
Знакомство с составом чисел 2 и 3.
- Формировать умение составлять равенства на основе знания состава чисел 2 и 3.
Способствовать формированию умения обозначать количество предметов символами.
Формировать умение понимать информацию, представленную на схеме.
Формировать умение использовать знаки «+» и «–» для записи сложения и вычитания.
Формировать умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Формировать умение наблюдать за перестановкой слагаемых в равенствах, делать выводы и использовать их при вычислениях.
Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь учащихся.
Определение закономерности расположения чисел в ряду и продолжение записи в соответствии с найденной закономерностью.
Составление числовых равенств, иллюстрирующих состав чисел 2 и 3.
Запись суммы и разности с помощью знаков «+» и «–».
Вычисления в пределах 10.
Составление схем, иллюстрирующих состав чисел 2 и 3.
Заполнение пропусков в равенствах в соответствии со схемами.
Установление соответствия между количеством изображённых предметов, схемой и равенством, числовым равенством и рисунком.
Наблюдение за перестановкой чисел в равенствах на сложение.
Состав числа 2, состав числа 3, сумма, разность, схема, равенство.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на развитие умения выполнять порядковый счёт. Дети считают до трёх и закрашивают в ряду каждую третью бусину. Дополнительно можно предложить посчитать число закрашенных и незакрашенных бусин, сравнить количество бусин двух форм — круглой и четырёхугольной. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между рисунком и числом, обозначающим количество предметов. Учащиеся считают предметы на рисунке и соединяют его с нужным числом. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 1 учебника. Состав числа 3 вводится с опорой на рисунок. Учитель обращает внимание детей, что число можно представить разными способами. Он читает отрывки из сказки, учащиеся подбирают равенства. Первой присказке соответствует равенство 3 = 1 + 1 + 1, второй — 3 = 2 + 1, третьей — 3 = 1 + 2. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на формирование умения устанавливать соответствие между рисунком и его символической записью — схемой. Необходимо обратить внимание детей, что не имеет значения, какую фигуру использовать на схеме для обозначения предмета. Ученики выбирают схему к рисунку и объясняют свой выбор. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Выполнение задания начинается с описания животных на рисунках, затем устанавливается соответствие каждого рисунка схеме и равенству: щенок и котёнок — 2 = 1 + 1; щенок и два котёнка — 3 = 1 + 2; два рыжих детёныша и один белый — 3 = 2 + 1. Сравнение записей 1 + 2 и 2 + 1 дети проводят с опорой на схемы и равенства. Правило перестановки слагаемых ещё не формулируется, пока идёт подготовка к его восприятию — наблюдение над числами. Работа с интерактивным заданием. Пропедевтика переместительного свойства сложения. Учащиеся соединяют записи сложения с одинаковыми ответами. Учитель обращает внимание детей, что выполнять вычисления не нужно, достаточно видеть, что складываются одинаковые числа. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 3 учебника. Формирование умения работать со схемами. Запоминание состава чисел 2 и 3. Работа с интерактивным заданием. Закрепление состава чисел 2 и 3, а также умения устанавливать соответствие между рисунком и его символической записью. Учащиеся определяют фигуру, которая обозначает бабочку (жёлтый круг), и фигуру, которая обозначает стрекозу (голубой круг). К каждому из рисунков подбирается схема в соответствии с принятыми обозначениями. Нужно обратить внимание детей, что цвета кругов на схеме должны быть расположены в таком же порядке, что и предметы на рисунке. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 4 учебника. Схемы в задании изображают все случаи сложения и вычитания, связанные с составом чисел 2 и 3. Дети придумывают сюжеты к этим схемам. Они могут быть самыми простыми: 1) 1 яблоко и 1 груша; 2) было 2 яблока, одно съели и т. д. Учитель должен поощрять желание детей применять данные схемы к разным ситуациям и употреблять как можно больше глаголов при описании вычитания (уехали, упали, съели, потеряли, спрятали и др.). Работа с интерактивным заданием. Учащиеся заполняют пропуски в равенствах в соответствии со схемами. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 5 учебника. Состав числа 3, работа со схемой. Учащиеся определяют неизвестное расстояние по рисунку. Ответ: 1 метр и 2 метра. Работа с интерактивным заданием. Установление правила, по которому составлена последовательность чисел, продолжение ряда чисел в соответствии с найденной закономерностью. |