Самоопределение подростков: выбор будущего
В наши дни осознанному выбору профессии уделяют все больше внимания, особенно в школах. Подростки хотят уже не просто хорошо зарабатывать, а получать удовольствие от того, что делают. Клинический психолог Виктория Лукшина рассказала, как включить профориентационную работу в школьную программу с максимальной пользой для ребят.
Встреча с Викторией Лукшиной состоялась в пространстве «Родительского университета» «Просвещения».
Доверять или не доверять?
Еще недавно присутствие психолога в школе вызывало у родителей в лучшем случае недоумение. У нас взрослые-то не обращаются к специалистам, а подростки — и подавно.
Именно психологи, кстати, помогают учителям сориентировать школьников, в том числе в вопросах будущего. Несмотря на боязнь жалоб, в этих кабинетах дети не ябедничают, а пытаются взглянуть на свои тревоги с позиции стороннего наблюдателя.«Я вчера у сына телефон отобрала, вдруг пожалуется, и что обо мне люди подумают?!»
«Зачем детям психолог, какие у них могут быть проблемы, что им там внушают?»
Согласно исследованиям 2017 года, первое место среди подростковых фобий занимает уже не смерть, а бессмысленное существование. С каждым годом профориентация в рамках школьной программы играет все более заметную роль.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 23-ФЗ делает упор именно на подготовку обучающихся к жизни в обществе, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Теперь рабочая программа воспитания должна включать модуль «Профессиональная ориентация».
В Федеральном государственном образовательном стандарте СОШ прописано: личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе, и осознанный выбор будущей профессии.
Специалисты, занятые в сфере HR, выделили навыки, которые помогут ребенку стать успешным на любом поприще:
- осознанность и критичность (час в соцсети подготовит меня к ЕГЭ? — если нет, нужно перераспределить свое время);
- управление собственными ресурсами;
- гибкость и умение выдерживать неопределенность;
- креативность и творчество;
- экологическое мышление;
- навыки эффективной коммуникации;
- клиентоориентированность;
- управление проектами и системное мышление;
- межотраслевая коммуникация;
- цифровая грамотность и навыки программирования.
«Если знаешь, зачем, — выстроишь любое „как“».
Самоопределение в классе: как помочь ученику?
Занятия с ребятами можно разделить на два блока:
- Исследование себя (ценностные ориентиры, самооценка, направленность личности, мыслительные способности, интересы и склонности при выборе профессии).
- Исследование среды (тенденции XXI века, десять компетенций будущего профессионала, прогноз будущего, перспективные отрасли, формула профессии).
Распечатайте бланки с этими блоками, предложите ученикам оценить себя по каждому из названных пунктов (пятерка — максимальный балл). Здесь нет и не может быть правильных ответов! Вы просто помогаете детям осознать: на какую бы работу человек ни устроился, прежде всего, она должна отвечать его внутренним установкам.
В завершении пофантазируйте с детьми: кем они видят себя через десять лет (все равно придется отвечать на этот вопрос на собеседовании), что будут чувствовать, какое общество предпочтут. Таким образом вы свяжете видение себя с видением среды и повысите эффективность упражнений.
Когда подростки наблюдают за взрослыми, которые не реализуют свой потенциал, а буквально «тянут лямку», для них эта модель становится нормой. Постепенно из ребят с горящими глазами они превратятся в недовольных жертв, регулярно выгорающих на службе.
Вопросы «к чему лежит душа», «какое занятие принесет мне удовольствие» — не каприз творческой натуры, а грамотный подход к формированию будущего. Поддержите ребенка, не раздражайтесь его бесконечными «почему», ищите ответы вместе.
Пускай школьник не найдет себя сразу, но по крайней мере он будет знать:
-
Окончание школы — не крайний срок для выбора, надо не бояться, а пробовать.
-
Жизнь — не забег на короткую дистанцию, а увлекательный и вдумчивый процесс, где спешка — главный враг.
Если есть время и желание, допустимо включить занятия такого плана в учебную программу:
- метапредметные уроки (ориентация на тесную связь между обучением и жизненным опытом школьников);
- развитие метанавыков (soft skills);
- эмоциональные срезы в начале урока (превратите с ребятами привычку спрашивать «как я себя сейчас чувствую, выспался ли», «чего бы мне хотелось» в традицию);
- рефлексия в конце урока (что мне дал тот или иной урок, все ли я понял, с какими трудностями столкнулся);
- работа в группах;
- проектная деятельность (организуйте дружеский баттл: почему кому-то нравится профессия программиста, а другой хотел бы стать поваром? Каждый отстаивает свою точку зрения с помощью видеопрезентаций, сценок, собственных исследований).
«Цифра» позволит найти себя
Любая профориентационная деятельность должна включать несколько компонентов.
1. Профессиональная диагностика. Используйте платформы «Профилум», «Карта талантов Подмосковья», батарею тестов Г. В. Резапкиной.
2. Медиатека «Просвещения», онлайн-уроки «Атласа новых профессий», сервисы «Проектория», «Шоу профессий».
3. Активизация — классные часы. Тут помогут пособие Г. В. Резапкиной «Технология. Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера», профориентационная онлайн-игра «Грань», карточная игра Н. С. Пряжникова «Профессьянс», настольные игры «Мир профессий будущего», «Профи плюс», «Стартап конструктор», «Или, или».
4. Профессиональные пробы — выезды на предприятия, дополнительное образование, олимпиадные смены, проектная деятельность, участие в госпроектах World Skills, «Билет в будущее», «Большая перемена».