Русский язык. 4 класс. Методическое пособие
Пособие раскрывает вариант системы обучения русскому языку на речевой основе в 4 классе. Под системой обучения школьников родному языку в речевом аспекте автором понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса лингвистических и речеведческих знаний в определенной научно обоснованной последовательности и взаимосвязи, а также формирование совокупности практических умений, создание благоприятных условий для развития младшего школьника как личности, социально активной, нравственно и эстетически воспитанной, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью.
При определении содержания и структуры уроков авторы исходят из того, что для сознательного владения языком учащимся необходимо изучать во взаимосвязи все стороны языка: его лексику, фонетику, морфемику, грамматику, словообразование. В качестве исходного выступает также методическое положение о взаимодействии усвоения теоретических знаний, формирования практических умений, развития умственных способностей учащихся, их речи, познавательной активности. В этих целях широко применяется на уроках наблюдение над языковыми фактами с последующими обобщениями и выводами.
На уроке материал для наблюдений обычно не предлагается в готовом виде, а создается вместе с учащимися в процессе выполнения определенных практических заданий. Так изучаются, например, падежи имен существительных и имен прилагательных, спряжение глагола, местоимение, однородные 4 члены. Важно обеспечить на уроках благоприятные условия для развития у учащихся умения подмечать особенности изучаемых языковых категорий, анализировать, сопоставлять и противопоставлять их по существенным признакам (например, сравнивать между собой падежи имен существительных, части речи, слова-синонимы и т. п.).
Все это, как показывает опыт, способствует осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.