Русский язык. 3 класс. Методическое пособие
Третий класс представляет собой важный этап в системе языкового образования и речевого развития младших школьников. Центральное место на уроках русского языка отводится изучению таких основных речевых единиц, как слово, предложение, текст. На третьем году обучения наблюдается качественно новый уровень владения указанными единицами по сравнению со 2 классом. Происходит это потому, что осуществляется формирование синтаксических (предложение, словосочетание), морфологических (имя существительное, имя прилагательное, глагол), словообразовательных понятий (однокоренные слова, корень, приставка, суффикс, основа, окончание).
Учащиеся познают существенные признаки языковых категорий, учатся устанавливать связи между ними и их признаками. Процесс усвоения понятий (если он правильно организован) является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать и синтезировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Таким образом, в 3 классе значительно усложняется содержательная сторона обучения (чему учить?) и изменяется операционная сторона (как обучать?), которые между собой тесно взаимодействуют. Все более осознаваемой учащимися становится мотивационная сторона обучения (для чего, с какой целью изучается тот или иной материал?).