Русский авангард: с чего все началось?
Почему в начале прошлого века на смену изысканному модерну пришел категоричный авангард? О том, как авангардисты сняли искусство с заоблачного пьедестала и погрузили человека в технократическую реальность, рассказывает историк визуальной культуры, профессор НИУ ВШЭ Ян Левченко.Несколько слов о происхождении термина
Дословно авангард – это передовой отряд, «шагающие впереди». Этот военный термин впервые был использован применительно к искусству в середине XIX века, когда последователь социалиста Фурье по имени Габриэль Дезире Лавердан в первый раз использовал его в своем трактате об искусстве и художниках.
Русские авангардисты сами себя так не называли. Они предпочитали называть себя кубофутуристами, супрематистами, лучистами, абстракционистами, позднее – функционалистами и конструктивистами, но под общим именем все эти художники не объединялись. Термин «русский авангард» возник в Европе в середине XX века, когда в России мало кто мог увидеть работы авангардистов, кроме оставшихся на улицах больших городов архитектурных сооружений 1920-х годов.
С чего началось искусство авангарда?
Говоря об авангарде, нужно начинать с модернистской концепции чистого искусства. Обратим внимание на такой его признак, как биоморфизм в дизайне и архитектуре: узоры и орнаменты, подсмотренные в живой природе и скопированные в архитектуре, мебели, графике и т. д. Можно вспомнить художественную ковку Эктора Гимара, которой декорированы входные павильоны парижского метро. В России все это было успешно заимствовано: те же плавные линии и орнаменты можно заметить, например, в таких памятниках архитектуры, как бывший особняк Рябушинского на Малой Никитской, дом Дерожинской в Кропоткинском переулке, и других московских особняках.
Читайте также:
- Первая мировая война в плакатном искусстве
- Кино на уроках истории: к 100-летию Великой российской революции
- К 100-летию событий 1917 года: 5 фильмов о революции
Так вот, под властью этого течения и сам человек уподобляется цветам, орнаментам; стирается граница между человеком и природой. Сама идея гуманизма трактуется как слияние с природой: человек как бы растворяется в цветах и плавных линиях, становится частью космического процесса. То есть для модерна искусство – своеобразная прекрасная резервация, куда следует отправить человека, чтобы он наслаждался безупречной красотой. Золотая мечта скучающей и демонстративно бездельничающей богемы.
Авангардисты, наоборот, пытаются вернуть человека в лоно цивилизации. Они заявляют: нет никакого пути назад, история не повторяется, в этом мире возможно движение только вперед. Авангард функционален, он мыслит формой и конструкцией, исходит из превосходства чистой предметности и стремится проникнуть в суть вещей. Для авангарда искусство – никакое не «зеркало души», а поиск совершенной технологии: чем совершеннее технология, тем быстрее жизнь, тем эффективнее работа, тем больше мы успеем.
Советский авангард самого раннего «созыва» – это своеобразная попытка создать и осмыслить искусство в производстве. То есть здесь и была заложена основа дизайна повседневности: понятного, удобного, ясного, по-своему красивого, хотя термин «красивый» для искусства именно тогда стал звучать как издевка.
Читайте в следующих материалах:
- Что сблизило авангардизм и коммунизм?
- Архитектура сталинского ампира
- Театр авангарда: за какие идеи погиб Мейерхольд
- Почему мы не любим авангард?