Российская Федерация — страна рек и озер. 9 класс. Программа элективного курса по географии в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с крупными реками и озерами, расположенными в России.
Цель данного элективного курса: стимулировать интерес учащихся к продолжению образования в рамках социального и гуманитарного профиля.
Основные задачи курса:
- углубить знания по теме «Водные ресурсы России»;
- сформировать представления о многообразии рек и озер России;
- продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты, схемы, рисунки с целью получения новых знаний;
- формировать эстетическое воспитание школьника;
- создать среду для развития исследовательской творческой активности.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- научность;
- системность;
- целостность;
- доступность.
Программа содержит все сведения, необходимые для достижения поставленной цели.
Курс «Российская Федерация – страна рек и озер» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической и социальной географии России. В курсе физической географии России (8 класс) на изучение водных ресурсов отводится всего 3 часа, при этом рассматриваются их общие особенности. Но роль пресной воды в жизни и хозяйстве человека необычайно велика. Качество воды играет решающую роль в развитии биосферы и при использовании ее населением для любых целей. Однако рост городов, бурное развитие промышленности, особенно химической, энергетики, а также водного транспорта, увеличение добычи полезных ископаемых, площадей орошаемых земель с каждым годом приводит ко все большему загрязнению вод. А от состояния водных ресурсов (их количество, качество и режим водных объектов ) по существу, зависит решение всех наиболее актуальных экономических, продовольственных и энергетических проблем. Поэтому содержание данного курса углубляет знания учащихся по водным ресурсам для понимания основных направлений развития экономики России.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, самоконтроль, участие в семинарах и тестировании по каждой теме.
Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно – познавательной деятельности учащихся:
- анализ исторических и географических карт;
- анализ статистических материалов;
- составление типологических таблиц;
- работа с контурными картами;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Лекция |
Практикум |
семинар |
Форма контроля |
1. |
Введение |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
2. |
Водные ресурсы России |
1 |
1 |
|
|
|
3. |
Крупнейшие реки Русской равнины |
3 |
1 |
1 |
1 |
Участие в семинаре |
4. |
Крупнейшие озера Русской равнины |
3 |
1 |
1 |
1 |
Тестирование |
5. |
Крупнейшие реки и озера Сибири |
4 |
2 |
1 |
1 |
Участие в семинаре |
6. |
Загрязнение пресных вод и проблемы их охраны. |
2 |
1 |
1 |
|
Тестирование |
7. |
Проблемы использования и охраны озер |
2 |
1 |
1 |
|
Тестирование |
8. |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
|
|
Итого: |
17 |
|
|
|
|
Содержание программы
Введение (1 час)
Тема 1. Водные ресурсы России.
Лекция: Общие сведения о водных ресурсах мира, России, стран СНГ. Природные факторы, влияющие на распределение водных ресурсов по стране. Влияние рек на ход истории Российского государства. Гидронимы рек и озер РФ. Основные стадии замерзания воды в реках. Озерность России. Причины разнообразия озерных котловин в России. (1 час).
Тема 2. Крупнейшие реки Русской равнины.
Лекция: Самые крупные реки Европейской части России: значение, функции. Характеристика реки Волга: ее хозяйственное значение, использование, проблемы. Водохранилища на Волге: их народохозяйственное значение, положительные и отрицательные стороны их строительства. Каскады ГЭС.(1 час).
Семинар: Другие крупные реки Русской равнины: характеристика, значение, проблемы.(1 час).
Практикум: Проверка усвоения темы (вопросы в форме тестов); работа с картами атласа: нахождение рек, берущих начало в России и несущие свои воды в страны СНГ и нахождение рек, имеющие истоки в соседних государствах, но основной сток приходится на Россию.(1час)
Тема 3. Крупнейшие озера Русской равнины.
Лекция: Характеристика самых крупных озер европейской части России: значение, использование. «Дорога Жизни» - Ладога. Крупнейшие острова северных озер – Кижи, Валаам. Характеристика «солонки России» - озеро Баскунчак.(1час).
Семинар:
- Характеристика других крупных озер Русской равнины.
- Обсуждение вопросов: Влияние озер на жизнь человека; влияние хозяйственной деятельности человека на природу озер; охрана озер.(1час)
Практикум: Проверка знания пройденной темы (тесты); работа с контурными картами. (1час)
Тема 4. Крупнейшие реки и озера Сибири.
Лекция: Общая характеристика водных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Роль пресной воды в жизни и хозяйственной деятельности человека на Крайнем Севере и на юге Сибири. Распределение крупных рек по территории региона. Озерность Западной Сибири, Средней Сибири, пояса гор юга Сибири. Использование сибирских водохранилищ. Гидропотенциал сибирских рек. (2 часа)
Семинар:
- Характеристика крупных рек Сибири и Дальнего Востока.
- Вопросы для обсуждения: докажите, что Россия – водная держава; назовите имена русских путешественников, связанных с историей рек Сибири; почему для России большое значение имеют реки и озера Сибири. (1час).
Практикум: индивидуальная работа по теме: «Рекреационные ресурсы Сибири и Дальнего Востока».(1 час).
Тема 5. Загрязнение пресных вод и проблемы их охраны.
Лекция: Качественные характеристики водных ресурсов. Причины загрязнения поверхностных вод. Главные источники загрязнения. Законодательные акты по охране вод и водоохранные мероприятия. ПДК вредных веществ и основные возбудители вирусных заболеваний людей. (1 час)
Практикум: Решение проблемных и логических задач. Обсуждение вопроса: человек – друг или враг водным объектам страны?(1час).
Тема 6. Проблемы использования и охраны озер.
Лекция: Качество воды в озерах и их классификация по качеству воды. Антропогенное воздействие на озера. Причины ухудшения качества воды в озерах страны. Основные источники загрязнения. Рыбохозяйственное значение озер. Природоохранные мероприятия по охране этих водных объектов. (1час).
Практикум:
- Проверка усвоения пройденной темы (тесты);
- Составление чайнвордов для учащихся 8 класса по теме «Водные ресурсы России». (1час)
Итоговый урок. (1 час)
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «России – страна рек и озер». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьное портфолио. На итоговом занятии целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форм его проведения, выяснить пожелания учащихся по итоговому анкетированию.