Новогодний сценарий: «Роспись фигурок Деда Мороза и Снегурочки. Искусство Гжели.»
Методическая разработка по внеурочной деятельности изобразительного искусства
Роспись фигурок Деда Мороза и Снегурочки.
Искусство Гжели.
Цели урока:
- по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
- по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения, создать праздничное, новогоднее настроение, расписать персонажей
Задачи урока:
- Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
- Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
- Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
- Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
- Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
- Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Содержание
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1.Организационно-мативационный этап |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих |
Приветствие учителя. Проверка организации рабочего места |
1 мин |
2. Актуализация и мотивация |
Актуализация знаний, введение в тему урока. 1. Вводная беседа Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете? В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей? Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать? Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения. |
Отвечают на вопросы: Желтая, золотая, яркая… Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица… В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния |
5 мин |
Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета? |
- Да, нет… |
||
Где мы сталкиваемся с синей птицей? Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться. Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. |
-В сказке Метерлинка «Синяя птица» |
||
Что же тогда главное в декоративном искусстве? |
- Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта. |
||
Гжель у нас ассоциируется с зимой, Рождеством, Новым годом. Сюжеты росписи изделий поражают чистотой свежего морозного воздуха, зимними мотивами, заснеженными пейзажами… Сегодня мы будем изображать Снегурочку и Деда Мороза по мотивам Гжели. |
Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта |
||
2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока. - Чему мы должны сегодня научиться? - Вам понятна тема и цели? - Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) |
- Познакомиться с искусством Гжели. - Да - Узнать о Гжели, об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи…. |
||
3. Изучение и закрепление первичных знаний |
1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. - Правда, очень красиво!? Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение) Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. |
- Да… |
7 мин |
-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели? |
-На керамике, фарфоре, фаянсе |
||
-А какие цвета используют художники? |
-Синий кобальт |
||
-Какие бывают изделия? |
-Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных… |
||
- А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает? |
-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную. |
||
Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения? |
Подготовка к упражнению |
||
4. Отработка навыков |
1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы гжельской росписи» Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия. 2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии; - Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки - Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями». |
Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся. Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом. |
7 мин |
3.Какие элементы используют народные мастера? |
- Линии, сеточки, усики, мазок с тенями… |
||
5. Применение новых знаний |
1. Представление образа
Закройте глаза и представьте… Новый год – праздник, объединяющий людей, не зависимо от их вероисповедания, национальности, статуса или возраста. Не секрет, что предновогодние хлопоты, хотя и очень приятны, все же отнимают много сил и времени – особенно это касается подарков и сувениров: в Новый год хочется сделать приятный сюрприз своим близким и друзьям, подарив каждому из них что-то оригинальное – идеальным выбором для этого является Гжель. Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества. Верьте в себя! И у Вас все получится. |
Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа). |
20 мин |
2.Практическая работа. Украшаем новогодних персонажей Деда мороза и Снегурочку гжельской росписью, можно выполнить так же по желанию символ наступающего года Петушка. Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети… Во время практической работы - целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. |
- Работают самостоятельно. Вся наглядность убирается. |
||
6. Рефлексия |
Итог урока. 1. Общая оценка работы класса Чему Вы научились? Кто почувствовали вдохновение? Понравился урок? (смайлики) Что понравилось? В чем затруднялись? Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока) |
- Основным мотивам и приемам гжельской росписи. - Поднимают руку.. Получилось красиво, мало времени. Хочется доделать композицию…. Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе… |
5 мин |
2. Выставка работ учащихся. Какая работа понравилась и почему? |
Понравилась эта работа, т.к….. |
||
3. Уборка рабочих мест.
Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить. |
Наводят порядок.
|
Список использованных источников.
- Б.М. Неменский Учебник Изобразительное искусство 5 класс М. – 2012 г.
- Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. ИЗО 5 класс – часть I
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.