Решение задач. 5 класс. Конспект урока
УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина. О. В. Муравиной.
Цели урока:
Образовательная – систематизация и обобщение знанийучащихся по решению различных типов задач стандартного уровня на движение, на вычисление периметра, на вычисление площади квадрата и площади прямоугольника, на вычисление объема куба и прямоугольного параллелепипеда).
Развивающая – развитие:
- вычислительных навыков;
- познавательного интереса к предмету;
- умения самостоятельного применения знаний в нестандартных ситуациях;
- навыков самоконтроля.
Воспитательная:
- привитие навыков коллективной работы, поиска;
- формирование у школьников заинтересованности в результатах совместного труда, а также ответственного отношения каждого школьника к учебному труду.
Тип урока – интегрированный урок систематизации и обобщения материала по данной теме с дидактической игрой «Встреча с учеными Матеомудрами».
Организационные формы общения – индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Структура урока:
- Актуализация опорных знаний.
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
- Игровая проблемная ситуация – игровой замысел.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.
- Подведение итогов игры и урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Оформление:
- Карта созвездий.
- Портрет Ю.А.Гагарина.
- Модели куба, прямоугольного параллелепипеда.
- Раздаточный материал.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
Учащимся предлагается выполнить устные упражнения, а ответы к ним записать в тетрадь (в строчку через запятую).
- Какие числа называются натуральными?
- Что означает квадрат числа?
- Что означает куб числа?
- Вычислить, выяснив в каждом задании порядок действий.
(100 + 500) : 5 : 10;
(4000 – 4000 : 2) : 500;
1200 + (100 · 7 + 183 : 3);
2² + (200 : 2 – 4) + 2³;
60 + 2² · 100.
Ответы к устным упражнениям учитель заранее записывает на откидном крыле доски через запятую.
12, 4. 1961, 108, 460.
2. Мотивационная беседа
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок, давайте вместе попробуем расшифровать ответы: 12 – число, 4 – месяц, 1961 – год. Вспомните, что произошло в этот день? (12 апреля 1961 года осуществлен первый полет в космос, его выполнил Юрий Алексеевич Гагарин.)
А что могут означать числа 108 и 460, может быть кто-то знает? (Первый полет длился 108 минут. Космический корабль «Восток», на котором совершил полет первый космонавт Ю.А.Гагарин, имел скорость 460 км/мин.)
Надеюсь, что вы уже поняли, наш урок будет посвящен космосу.
3. Игровой замысел
Магнитофон. (звучит сообщение) _________(дата) в ______(время) по московскому времени состоится рейс «Земля – Матеомудрия – Земля» на звездолете «Орион 46-202-5А». На планете Матеомудрия состоится пресс-конференция ученых-Матеомудров с корреспондентами космовидения различных планет Солнечной системы. Маленькие матеомудрики, спешите попасть на единственный и неповторимый рейс!
«Полет» начинается в точно назначенное время. Но по пути следования звездолет оказывается в магнитном поле звезды Теоромии, которая притянула звездолет. А инопланетяне с этой звезды выразили недоверие к пассажирам и решили проверить, действительно ли на борту корабля находятся «великие матеомудрики».
Магнитофон. Мы, инопланетяне, наша планета находится в созвездии Льва, как называется ваша планета? Расскажите о ней.
4. Игровые действия
Учитель. Как же называется наша планета? (Земля.) Какую форму она имеет? (Шар.) Наша планета единственная, где есть суша и вода (с геометрической фигурой шар мы познакомимся в 6 классе, а о созвездии Льва поговорим на уроках астрономии в 11 классе), а сейчас послушаем следующий вопрос.
Магнитофон. Как вы передвигаетесь по суше? Какая у вас зависимость между временем, скоростью и расстоянием?
- Как можно найти путь, если известны скорость и время?
- Как можно найти скорость, если известны расстояние и время?
- Как можно найти время, если известны скорость и расстояние?
Ученикам предлагается заполнить таблицу (ее можно заранее заготовить на доске, можно приготовить карточки по числу учащихся.)
|
υ |
t |
s |
I |
|
45 ч |
675 км |
II |
80 км/ч |
|
10 560 км |
III |
|
10 мин |
2 380 км |
Магнитофон. Какой формы ваше жилище? Как найти его объем?
Учащиеся работают с раздаточным материалом. На парте у каждого модели куба, прямоугольного параллелепипеда.
(Учащиеся производят измерения и вычисляют объем каждой фигуры.)
Магнитофон. Какую форму имеют участки, на которых выращивают сады? Найти их площадь.
Учащиеся работают с раздаточным материалом. На парте у каждого геометрические фигуры: квадрат и прямоугольник. Их размеры одинаковые.
(Учащиеся выполняют измерения для квадрата и прямоугольника, вычисляют их площади, делают соответствующие записи в тетради. Проверка ответов ведется устно.)
5. Подведение итогов игры
Магнитофон. Благодарим за информацию. Путь свободен! Продолжается рейс на планету Матеомудрия. Запишите в столбик наши координаты:
(математический диктант)
- Сумма чисел 237 и 319.
- Разность чисел 1437 и 123.
- Произведение чисел 25 и 12.
- Частное чисел 121 и 11.
- Квадрат числа 8.
- Куб числа 2.
Ответы заранее выписываются на откидном крыле доски, после выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и исправляют друг у друга ошибки.
Учитель. Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки…, одну ошибку…, … (можно вместо взаимопроверки после выполнения работы, попросить учащихся сдать тетради на проверку).
Подводятся итоги урока. Зачитывается поздравительная телеграмма с планеты Матеомудрия, вскрывается конверт, в котором памятные сувениры (медальки).
6. Домашнее задание
Обращается внимание учащихся на записанное на доске домашнее задание.
7. Рефлексия
Проводится беседа о новой форме урока; о том, что нового узнали; о том, что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее.