Ребенка не зовут играть! Что делать?
Модель, по которой дети выстраивают взаимоотношения, имеет прямую корреляцию с их развитием. Если ребенок агрессивен или замкнут, то родителям стоит обратить на это внимание. Разберемся, почему с ребенком не хотят дружить и что делать в таких случаях.Изображение: Feel good photo created by freepic.diller - www.freepik.com
Общению все возрасты покорны
Дети начинают проявлять интерес к общению примерно с двухлетнего возраста. Постепенно к внутрисемейным коммуникациям добавляется «возня» на детской площадке. Ребенок с интересом наблюдает за поведением мальчиков и девочек, вступает с ними в контакт: делится или обменивается игрушками, лепит из песка куличики. Само понятие «дружба» появляется в детском словаре в период с трех до семи лет. Спустя некоторое время группа ребятишек раскалывается: «жадины, нытики и ябеды», которых избегают, соседствуют с «весельчаками и заводилами» — любимцами публики. Последние распределяют роли в играх, разрешают споры, придумывают идеи для шалостей. Для детей этого возраста дружить — значит ходить друг к другу в гости, вместе чем-то заниматься (смеяться, кушать, играть). Агрессия проявляется редко, любые конфликты обычно разрешаются совместным поеданием вкусностей или забавной игрой.
В 7-11-летнем возрасте ребята уже серьезнее относятся к межличностным коммуникациям. Дружба приобретает взаимовыгодный характер. У мальчишек товарищество в основном сводится к «дай списать, а я поделюсь с тобой маминым бутербродом». Девочки больше внимания уделяют доверительным отношениям: секретничают на переменах, обсуждают игрушки, строят планы на будущее. Такие связи тесны, но недолговечны. Если товарищ внезапно переедет, ребенок погрустит, но быстро отойдет.
С 11 до 14 лет ребята учатся осознавать и принимать последствия своих действий, слушать и слышать друг друга, сопереживать и пытаться помочь, если товарищу плохо. Как правило, коллектив разбивается на небольшие группы «по интересам», которые редко пересекаются за пределами школы. В этом возрасте у детей еще нет четкого представления о хорошем и плохом. То, что им не по нраву, они с легкостью нарекут «злом» и всячески будут стремиться устранить. В качестве примера можно привести травлю ребенка, которому не удалось вписаться в коллектив. Если вы столкнулись с такой проблемой, нужно обратиться к психологу, открыто поговорить с педагогом. Не стесняйтесь советоваться и просить квалифицированной помощи. Из жертв буллинга вырастают закомплексованные и озлобленные взрослые, им трудно отстаивать свою точку зрения и презентовать себя.
15-летние подростки склонны идеализировать друзей, особенно это касается лидеров. Ради товарища они способны пойти на жертвы: «забить» на учебу и сон, если товарищу потребуется поддержка, даже изменить внешний вид в угоду его вкусам (тату, пирсинг, стиль одежды). В переходном возрасте ребята подсознательно жаждут общения. После серьезного конфликта с другом юноша будет стремиться восполнить пробел и может связаться с дурной компанией. Поэтому так важны близкие отношения со взрослыми членами семьи.
Когда бить тревогу
Если ребенок жалуется на отсутствие друзей, рассказывает, как его обижают. Понаблюдайте за ним в ходе игры с другими детьми. Если малыша постоянно пихают, игнорируют или отнимают игрушки, пора привлечь воспитателя и обратиться к психологу.
Если малыш наотрез отказывается идти в садик, кружок или школу.
Не хочет рассказывать о времени, проведенном в детском саду/школе, молчит в ответ на вопросы о друзьях и событиях вне дома.
Не просится в гости, не зовет никого играть.
Не участвует в играх и конкурсах, а свободное время предпочитает проводить дома в одиночестве.
Почему с ребенком не хотят дружить
Гиперопека
Часто родители в своем стремлении оградить малыша от негативного опыта излишне его опекают. Взрослые редко накладывают вето на дружбу, они просто молча ее не одобряют. Когда ребенок увлеченно делится впечатлениями, рассказывает про товарищей, а мама либо подчеркнуто держит паузу, либо неодобрительно поднимает бровь, дружба начинает ассоциироваться с чем-то непозволительным, а внутренний конфликт усиливается. Даже если завал на работе и не хватает сил реагировать на детские восторги, ребенок воспримет это как порицание или равнодушие. Так развиваются негативные установки: я молчу — меньше неприятных эмоций и осуждения. Он может не выдать своих чувств, но крепко запомнит: с родителями лучше не откровенничать.
Стеснительность
Лидер-агрессор
Еще одним итогом воспитания ремнем и унижениями становится «обратный буллинг», правда, такие случаи встречаются редко. Ребенок подсознательно стремится себя защитить и превращается из домашней жертвы в школьного агрессора. Он жаждет повысить самооценку, поэтому нарекает себя лидером и готов отстаивать общественное положение кулаками и провокациями, ведь другие способы ему неизвестны.
Интроверсия
Замкнутость — не всегда зло. Все мы разные: кто-то с легкостью идет на контакт, а кто-то чувствует усталость даже после короткого диалога. Волноваться стоит лишь когда интроверсия перетекает в патологический страх. В таких ситуациях одна мысль о садике, кружке или школьных занятиях вызывает у ребенка дрожь и слезы.
Как взрослые могут помочь
Изображение: Dad photo created by freepik - www.freepik.com

1. Предоставьте ребенку право на выбор
Не навязывайте в друзья «того прилежного мальчика или девочку-отличницу». Если речь идет о переходном возрасте, и вы видите, что подросток под влиянием новой дружбы меняется не в лучшую сторону, постарайтесь спокойно поговорить. Не делайте из его привязанности трагедии, не давите на жалость или свой авторитет, просто объясните причину волнения. Поинтересуйтесь, на какой почве они сошлись, почему дочь стала ярко краситься, а сын вдруг набил тату, что вообще их привлекает в дружбе, чего они боятся. Когда ребенку нечего защищать или отвоевывать, он сможет взглянуть на ситуацию со стороны и сделать правильные выводы.
2. Объясните, почему инициатива — это хорошо
Даже интроверту нужно учиться отстаивать свою точку зрения, а еще — работать в команде. Приветствуйте коллективные игры, не опекайте ребенка.
3. Научите действовать спокойно и уверенно
С раннего возраста ребенок должен понимать, что агрессия, истерики и обиды бесполезны — особенно во время спора. Лояльность и дипломатичность, soft skills очень ценятся на современном рынке труда. Любой конфликт можно и нужно разрешать посредством диалога, важно уметь слушать не только себя, но и собеседника.
4. Проводите время вместе
То, как выстраиваются внутрисемейные отношения, влияет на поведение ребенка в обществе. Авторитарное воспитание или, наоборот, вседозволенность ставят крест на адекватной коммуникации. Малыш будет либо «забитым», либо займет позицию лидера-агрессора, который руководствуется установкой «мне все должны». Играйте вместе, дурачьтесь, не смотрите на ребенка свысока, лучше станьте для него старшим товарищем, учитывайте его мнение, узнавайте об интересах. Разговоры по душам должны быть нормой в любой семье.
5. Вместе обсудите и пропишите на бумаге «правила дружбы»
Интересоваться товарищами — правильная тактика. Ребенку предстоит жить в социуме, где к «коронованным особам» относятся с неприязнью. Приучите его уважать не только себя, но и других. В случае конфликта попытайтесь перевернуть ситуацию: вместе подумайте, что чувствует оппонент, почему он так сказал или сделал, может, ему плохо или грустно?
Дружба начинается с улыбки! Объясните ребенку: если быть все время хмурым и недовольным — отношение людей будет таким же. Лучше начать знакомство или день с доброго приветствия, открытого взгляда, назвать человека по имени, спросить «как дела». Ведь по мнению психологов, бегающие глаза и молчаливость не вызывают доверия.
- Нужно уметь хранить чужие секреты.
- Нечестная игра — враг победы.
- Делиться — это нормально.
- Попросить помощи — не стыдно.
- Нельзя поднимать руку на того, кто слабее (помним, что агрессия в любом споре деструктивна).
- Важно слушать себя. Если все делают, а тебе этого не хочется, — не делай.
6. Никогда не критикуйте при ребенке его сверстников, педагогов или воспитателей
В семьях, где сплетни являются нормой, если ребенку влепили двойку, а его друг получил «отлично», достанется всем участникам. Разгневанный родитель принимается критиковать «нерадивого» педагога и систему образования в целом, а потом уже переключается на товарища, который, конечно же, «хуже моего, ему просто повезло». Такое поведение пагубно скажется на установках школьника. Во-первых, он решит, что всегда прав и разбираться в ситуации не нужно, во-вторых, перестанет уважать взрослых (вас в первую очередь), в-третьих, станет высокомерным, что ударит по его отношениям со сверстниками. Лучше оставить такие обсуждения за пределами детской комнаты.