Реализация планируемых результатов обучения по ОРКСЭ/ОДНКНР
Как получить результаты освоения предметной области на занятиях «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Как ввести детей в сложную сферу познания нравственных норм и ценностей? Корпорация «Российский учебник» предлагает для уроков ОРКСЭ и ОДНКНР учебно-методические комплекты, разработанные Натальи Виноградовой, доктором педагогических наук, лауреатом Премии Президента РФ в области образования, автором многих популярных пособий для начальной школы. Курс помогает объяснить ученикам, что такое общечеловеческие ценности, как они становились и развивались в истории общества, каков вклад светской этики и религии в этот процесс.Планируемые результаты освоения предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР
ОРКСЭ:
-
Основные нормы светской и религиозной морали, понимание их значения в семье и в обществе.
-
Первоначальные представления о светской этике, религиях, их роли в культуре и истории.
-
Воспитание свободы совести и вероисповедания, духовных традиций.
ОДНКНР:
-
Веротерпимость, уважение к религиозным чувствам.
-
Основные нормы морали, духовные ценности, хранимые в традициях народов России.
-
Значение нравственности и веры в жизни семьи и общества.
-
Роль религий в становлении государства.
На уроках школьники знакомятся с тремя главными мировыми религиями: христианством, исламом и буддизмом. Для подробного изучения ребенок и его родители выбирают один учебный модуль из шести: «Основы православной культуры» (как традиционной для России христианской конфессии), «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» (как одной из древнейших монотеистических, также распространенной на территории России религий), «Основы мировых религиозных культур» или же «Основы светской этики».
Этапы освоения предметных результатов ОРКСЭ и ОДНКНР по УМК Н.Ф. Виноградовой
I этап. ОРКСЭ. Первое полугодие 4 класса. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.
II этап. ОРКСЭ. Второе полугодие 4 класса. Изучение выбранного модуля, занятия по группам.
III этап. ОДНКНР. 5 класс. Основы духовно-нравственной культуры, занятия всем классом.
Дети знакомятся с традиционными религиями и светской этикой, изучают истории возникновения религий, начинают понимать объединяющие идеи, получают знания о религиозной традиции как таковой и об особенностях каждой религии. В результате освоения материала ученик узнает, как рождались общечеловеческие ценности, каковы их основные составляющие, как они вбирали в себя лучшее, что было принято народами по всей Земле. Так воспитывается толерантность и уважение к последователям разных религий и к атеистам.
Дидактическая система курса (мотивация, содержание, методы, средства, формы, контроль, дифференциация) выстраивается от цели. Конечно, учебная программа направлена не только на предметные, но также на личностные и метапредметные результаты. Контроль и оценка в первую очередь выявляют то, что ребенок знает, и как можно ему помочь преодолеть трудности. В начальной школе работа ведется на пропедевтическом уровне: от детей не требуется зазубривать понятия, они должны только иметь общее представление о терминологии, ориентироваться в характеристиках. В средней школе ученики уже составляют своими словами краткие характеристики терминов и понятий.
Главные понятия ОРКСЭ и ОДНКНР
Духовно-нравственная культура — система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов.
Религиозная культура — система взглядов на мир, ценности, нравственные идеи и правила поведения, особенности обрядов, традиций разных религий.
Светская этика — законы и правила поведения в обществе, взаимоотношений между людьми, независимые от принадлежности к религиозной вере.
Советы педагогу
-
Используйте учебный диалог. Выстраивайте его вокруг определенной проблемы, в общении задействуйте всех присутствующих в классе (чтобы дети учились слушать друг друга), не давайте оценки в процессе общения.
-
Предлагайте учебные ситуации. Пусть в воображаемых ситуациях дети попробуют представить себя на месте людей прошлого, а в реальных попытаются разобраться, как поступать в обстоятельствах, актуальных в наши дни.
-
Организуйте совместную деятельность учеников в разных формах. Работая в парах и группах, дети научатся договариваться и понимать друг друга, что особенно важно с учетом тем и задач данного курса.