По статистике, в России более 2 млн детей с различными нарушениями здоровья, которым требуется определенная образовательная помощь, из них около 600 тысяч инвалиды. Детей с ОВЗ сегодня 8 процентов, и очень многие дети с инвалидностью практически не обучаются, а их родители просто не знают, где и в какой форме дать ребенку образование.
«Организация социально-педагогического сопровождения – основа работы с детьми с ОВЗ»
Социальный педагог — это тот, кто первый сталкивается с семьёй, где есть ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ. В силу разных обстоятельств не все дети посещают учебные дошкольные заведения. Таких детей мы обычно сами приглашаем в школу и советуем их родителям направить детей на прохождение комиссии, чтобы потом рекомендовать детям определенный уровень обучения.
Оказание комплексной помощи — это работа с родителями, с семьей, где есть ребенок с ОВЗ. Мы пытаемся сделать так, чтобы родителям было проще интегрировать ребенка в социум, научить навыкам самообслуживания, дать образование и обучить какой-то профессии. А у таких детей обычно есть проблемы в социализации — с ними не играют другие дети во дворе, родители стыдятся их и не воспринимают как полноценную личность. Нарушается социализация, а значит, и общение. Проблема ещё и в том, что не все преподаватели готовы работать с такими детьми.
В современных школах обязательно должны быть специалисты, деятельность которых направлена на работу с детьми:
- дефектологи,
- логопеды,
- психологи,
- социальные педагоги.
Необходимо информировать родителей о том, где и какую помощь они могут получить. Надо подсказать им, где они могут найти социальную помощь, психологов и логопедов. Хорошо, если школе помогают родители, но часто родители детей с одинаковыми проблемами находятся в своей «скорлупе» и не общаются друг с другом. А ведь очень важно, когда родители знакомятся, рассказывают друг другу о каких-то центрах помощи.
В комплекс вспомогательных мероприятий входят обучающая (проведение семинаров для поддержки детей с ОВЗ и инвалидов) и посредническая функции (родителям нужна помощь юристов, медиков и соцслужб, которые могут помочь отправить ребенка на реабилитацию или получить какие-то льготы и пенсии.
Почти на сто процентов всё зависит от диагноза ребенка: хорошо, если у него полностью сохранен интеллект, но ведь многие диагнозы умалчиваются в медицинских картах. Между тем, крайне важно понять степень его болезни, настрой родителей, настрой самого ребенка на обучение, а уже исходя из этих данных можно составить для него индивидуальную схему развития. Если у ребенка есть возможность, он может инклюзивно обучаться в общих классах: сейчас существуют ЭФУ, которые очень помогают в обучении, строятся новые школы, где созданы прекрасные условия для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Работая с такими детьми, хочется отметить, что отношение родителей к ним очень разное: одни ребенка жалеют и минимизируют его образование, а другие, наоборот, предъявляют адекватные требования к нему. Есть и третьи — они не могут смириться с большими проблемами ребенка и переоценивают его способности. Это, наверное, самый сложный вариант. Также мы стараемся работать с тем, чтобы все участники процесса были заодно: психологи, социальные педагоги, дефектологи, и, конечно же, сами дети.
Вопрос: Что вы делаете для социализации детей?
— Для социализации детей мы по выходным проводим работу с психологами, тренинги, сотрудничаем с различными центрами, налаживаем связи с техникумами и колледжами, где учат детей, и где происходят профессиональные пробы. Ребята обучаются программированию и получают другое образование. Они устраивают концерты, они не оторваны от жизни. Кстати, среди таких детей очень много талантливых.
Корпорация «Российский учебник» – стратегический партнер ММСО-2018.
Генеральный информационный партнер мероприятий и стенда корпорации «Российский учебник» – телерадиокомпания «Страна FM», информационные партнеры – «Ридус. Агентство гражданской журналистики», телеканал «Москва 24», образовательный портал «Педсовет».
Подробная информация об ММСО: программа, спикеры, онлайн-трансляция