Реакции обмена. Химия. 8 класс. Разработка урока
Технологическая карта урока
1 |
Предмет |
химия |
2 |
Класс |
8 |
3 |
Базовый учебник |
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил. |
4 |
Тема урока |
Реакции обмена |
5 |
Тип |
Урок открытия нового знания |
6 |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами |
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, нравственно-этическое оценивание. Метапредметные: освоение УУД (анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать ход эксперимента (пути достижения цели), прогнозировать результаты. Предметные:
|
7 |
Межпредметные связи |
Биология, физика |
8 |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы |
Мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», презентация; мультимедийный проектор, ноутбук |
9 |
Материалы и оборудование |
Реактивы и лабораторное оборудование для лабораторных работ: 12 ящиков: 6 пробирок в штативе; растворы: фенолфталеин, гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди (ΙΙ), карбонат натрия. Справочные таблицы по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде». Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил. Габриелян, О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил. |
10 |
Список используемой литературы |
|
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (включая УУД) |
Ι |
Организационный (1 мин) |
Приветствие обучающихся. Организация и распределение обучающихся по группам. Мотивация обучающихся на эффективную работу. На доске записана схема «Типы химических реакций»: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения». |
Взаимодействуют с учителем. Готовятся к началу урока. |
Личностные (развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения). Коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами). Регулятивные (способность регулировать свою деятельность, способность прогнозировать свою деятельность на уроке). |
ΙΙ |
Ориентировочно-мотивационный (10 мин) |
Организация работы с классом для актуализации имеющихся знаний и умений: 1) рассказ учителя о значении химических реакций 2) организация работы обучающихся по карточке (расстановка коэффициентов в уравнениях реакций и определение типов химических реакций) Работа обучающихся по карточкам: Задание 1. «Отгадай знак химического элемента» В левой части задания написаны уравнения химических реакций, справа – точки с цифрами; каждая цифра – это сумма коэффициентов в написанных в левом столбике уравнениях реакций. Задание: разгадать знак химического элемента. Для этого необходимо расставить коэффициенты в уравнениях реакций, подсчитать сумму коэффициентов в каждом уравнении, найти соответствующую точку в правой части задания и последовательно точки соединить. Если вы все сделали правильно, у вас должен получить знак химического элемента. Ответьте на вопросы: Какие типы химических реакций мы изучали? Приведите примеры реакций разного типа из задания № 1. Задание № 2 «Лишняя реакция».
3) Взаимопроверка и оценивание ответов. Определение темы, целей и задач урока в сотрудничестве с обучающимися. Дополнение схемы «Типы химических реакций» на доске: реакции обмена. |
Работают самостоятельно индивидуально по инструктивным карточкам: расставляют коэффициенты в уравнениях реакций, определяют типы химических реакций. Проверяют правильность выполненных заданий, проверяют и дополняют ответы друг друга Находят «лишнюю реакцию», совместно с учителем формулируют тему урока, цель урока, делают записи в тетради. |
Личностные (уметь управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Коммуникативные (уметь взаимодействовать с одноклассниками в группе, уметь слушать и слышать, аргументировать). Регулятивные (контролировать правильность ответов обучающихся, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания). Познавательные (классифицировать изученные вещества, расставлять коэффициенты в уравнениях реакций, определять типы химических реакций; уметь правильно использовать химические термины, самостоятельно работать. |
ΙΙΙ |
Проблемно-поисковый этап (25 мин) |
1) На примере реакции FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑ объяснение нового типа химических реакций. 2) Создание проблемной ситуации: французский химик Клод Луи Бертолле сформулировал правило, согласно которому протекают реакции обмена между растворами сложных веществ. «Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ), или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода)». Как вы думаете, верно ли это утверждение? Организация работы в группах. Рекомендации перед началом работы. Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Помощь в работе группам. Контроль работы всех групп, их консультация. Инструктаж по технике безопасности и охране труда:
Лабораторный опыт № 1. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором соляной кислоты. Инструкция: Налейте в пробирку 2 мл раствора NaOH, капните в раствор 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Почему? Прилейте в туже пробирку 2 мл раствора HCl. Что наблюдаете? Почему? Напишите уравнение химической реакции. Организация обсуждения результатов работы. Дополнение: реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации, это частный случай реакций обмена. Лабораторный опыт № 2. Получение гидроксида меди (ΙΙ). Инструкция: Налейте в пробирку 2 мл раствора CuSO4 прилейте к нему 1 мл раствора NaOH. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции. Организация обсуждения результатов работы. |
1) Слушают учителя, самостоятельно формулируют определение реакций обмена, работают с учебником, заполняют тетради обобщающую таблицу по реакциям обмена. Работа у доски: общая схема реакций обмена, пример реакций обмена.
2) Затруднение с ответом. Предложение провести химический эксперимент. Гипотеза: К.Л. Бертолле прав, реакции обмена в растворах протекают только тогда, когда образуется осадок, газ или вода. Проводят исследовательскую работу (химический эксперимент) Озвучивают результаты своего исследования. Выслушивают выступающих из других групп, делают записи в свою тетрадь. Сравнивают полученные результаты. Делают выводы по каждому опыту о подтверждении или нет выдвинутой гипотезы. |
Личностные (уметь управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения). Коммуникативные (уметь взаимодействовать с одноклассниками в группе, уметь определять свои функции и соответственно действовать, умение участвовать в диалоге, слушать отчеты, задавать вопросы, высказывать свое мнение, аргументировать, умение брать ответственность за результат работы группы, сотрудничество в группах). Регулятивные (мобилизация сил, определение и понимание учебной задачи, планирование учебной деятельности и работа по плану, организация рабочего места, распределение времени, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников). Познавательные (уметь осуществлять поиск информации, самостоятельно работать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять наблюдения, уметь решать проблемы, формировать понятия, делать выводы... |
Динамическая пауза (Физкультминутка) – 1 мин |
||||
Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором соляной кислоты. Инструкция: Налейте в пробирку 2 мл раствора Na2CO3 , прилейте к нему 1 мл раствора HCl. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Организация обсуждения результатов работы. 3) Создание условий для формулирования общего вывода по результатам исследования, корректирование ответов обучающихся. |
3) Формулирование общего вывода по результатам исследования. Гипотеза подтвердилась: «Реакции обмена протекают только тогда, когда образуется малорастворимое соединение (осадок), легколетучее вещество (газ), или малодиссоциирующее соединение (очень слабый электролит, в том числе и вода)». |
|||
ΙV |
Проверка понимания изученного, закрепление знаний (4 мин) |
Выполнение задания на проверку понимания изученного материала. Обсуждение результатов. Выводы. Задание 3. Какие из реакций обмена будут протекать до конца? Почему?
|
Выполняют задание, отвечают на вопросы, мотивируют результаты своей работы. Делают вывод об условиях протекания реакций обмена в растворах. |
Личностные (уметь управлять своей познавательной деятельностью, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях). Коммуникативные (понимать вопросы учителя и ответы обучающихся, уметь выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, уметь использовать речь для регулирования своего действия). Регулятивные (умение слушать, уточнение и дополнение высказываний обучающихся, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, прогнозирование, коррекция, саморегуляция). Познавательные (уметь строить речевое высказывание, работать с учебными таблицами, логически рассуждать, участвовать в обсуждении в фронтальном режиме). |
V |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) |
Записывает на доске и комментирует домашнее задание. §33, Рабочая тетрадь: стр. 154–155, упражнение 1, 2 (по выбору), 4. Доп. задание. Привести по 1 примеру реакций обмена, используемых в повседневной жизни человека. |
Воспринимают информацию, выбирают уровень задания, уточняют информацию, фиксируют информацию в дневнике. |
Личностные (уметь управлять своей познавательной деятельностью). Коммуникативные (продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем). Регулятивные (осуществление выбора задания, прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения.). Познавательные (извлечение необходимой информации). |
VΙ |
Рефлексия (2 мин) |
Подведение итогов урока. Предложение детям дать оценку урока и своей деятельности на уроке. (Беседа) Что делали? Что узнали? Чему научились? Где в повседневной жизни можно использовать полученные знания? |
Оценивают свою работу, отвечают на поставленные вопросы. |
Личностные (развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения). Регулятивные (уметь оценивать свою работу, понимать ценность выполненной работы). Познавательные (уметь анализировать свою деятельность). |