Реакции ионного обмена. Химия. 8 класс. Разработка урока
Аннотация
Методическая разработка урока посвящена проблеме формирования у обучающихся практических умений и навыков по решению экспериментальных задач на распознавание неорганических веществ, определению ионов в растворе. В ходе практической работы обучающиеся совершенствуют практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ, учатся анализировать, планировать ход эксперимента, описывать и объяснять наблюдаемые явления. Методическая разработка пригодится учителям химии для проведения практических работ и внеклассных мероприятий по химии.
Основная часть
Методическое обоснование темы
Урок – практикум «Реакции ионного обмена» является первым уроком темы № 7. «Практикум № 2. Свойства растворов электролитов», на которую отводится 4 часа и которая является практическим завершение изучения темы № 6. «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Выполнение практических работ позволяет обучающимся применить на практике знания, полученные на предыдущих уроках.Обучающиеся уже имеют навыки проведения химического эксперимента, но недостаточные, поэтому разработка и проведение уроков-практикумов с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, ведь они являются непосредственными участниками исследовательской деятельности.
Рабочая программа «Химия. 8 класс» и тематическое планирование построены на основе Примерной программы по химии основного общего образования и Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений авторского коллектива под руководством О.С. Габриеляна.
Учебный предмет «Химия» в 8 классе рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю (федеральный и школьный компоненты), в том числе практических работ - 9 часов.
Рабочая программа «Химия. 8 класс» построена с учетам реализации межпредметных связей с курсами физики и биологии.
Методические рекомендации по проведению урока
Рекомендуется использовать групповую форму работы. Практическая работа № 6. «Реакции ионного обмена» позволяет обучающимся научиться использовать приобретенные теоретические знания на практике, прежде всего на данном уроке формируются умения распознавать опытным путем в растворе различные ионы, что является базой для решения экспериментальных задач в 9-11классе. На практической работе продолжается формирование умений обучающихся обращаться с лабораторным оборудованием и химической посудой. Очень важно, чтобы на уроке обучающиеся осознали возможность использования приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в практической деятельности человека. На уроке есть возможность не только использовать химические реактивы, но и электронные ресурсы издательства «Дрофа», в частности электронное приложение к учебнику.
Разработка сценария урока
Класс: 8.
Автор УМК: Габриелян О.С.
Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.
Вид урока: практическая работа.
Цель методическая: через организацию исследовательской деятельности начать формирование практических навыков определения ионов в растворе, усовершенствовать практические умения и навыки проведения химического эксперимента с соблюдением правил ТБ и ОТ.
Задачи:
- познавательные: организовать деятельность обучающихся по планированию экспериментальной работы по определению ионов в растворе, распознаванию неорганических веществ;
- развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать, анализировать, систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике через проведение химического эксперимента, развивать способность делать самостоятельные выводы по результатам эксперимента;
- воспитательные: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать: основные положения теории электролитической диссоциации; качественные реакции на катионы и анионы;
- уметь: экспериментально определять ионы в растворе.
Метапредметные: освоение УУД (анализировать, обобщать, систематизировать полученную информацию, использовать информацию для практического применения, планировать ход эксперимента (пути достижения цели), прогнозировать результаты.
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, нравственно-этическое оценивание.
Способы реализации деятельности учителя и обучающихся: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Дидактические методы: проблемный, исследовательский.
Основные понятия: электролит, неэлектролит, ион (катион, анион), реакции обмена, реакции ионного обмена, качественный состав вещества, качественная реакция, аналитическая химия.
Материально-техническое обеспечение урока:
- Справочные таблицы по химии: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
- Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.;
- Габриелян О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил.;
- Учебно-тематическая карта;
- Экранно - звуковые пособия: Мультимедийное приложение к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс», презентация по химии;
- ТСО: экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
Учебно-практическое оборудование и реактивы: 6 ящиков: пробирки в штативе; штатив с тремя пронумерованными пробирками с растворами сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия;1-2 ящики: растворы сульфата натрия, хлорида бария, нитрата серебра, соляной кислоты; 3-4 ящики: растворы хлорида натрия, нитрата серебра, соляной кислоты, хлорида бария;5-6 ящики: растворы карбоната натрия, соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария.
Межпредметные и внутрипредметные связи: биология (химический состав живых организмов), физика (атомно-молекулярное учение), химия (электролитическая диссоциация веществ).
Ход урока
Этапы |
Содержание этапа |
Время |
Дидактическая задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся по формированию УУД |
Методы обучения |
Организационный этап |
Организационный момент |
2 мин |
Организация начала занятия |
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся, инструктаж по работе с учебно-тематической картой. |
Приветствие, слушание учителя, общение с учителем |
Беседа |
Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний |
Актуализация знаний учащихся по теме «Электролитическая диссоциация веществ», осмысление полученной от учителя информации, целеполагание. |
3 мин |
Создание условий для усвоения нового материала практической направленности на основе использования теоретических знаний. |
Фронтальный опрос обучающихся по вопросам: 1. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами и анионами? Приведите примеры. 2. Какие реакции называются реакциями обмена? |
Общение с учителем и одноклассниками. Работа учащихся с учебно-тематической картой (Приложение 1) Коррекция и контроль |
Беседа |
Этап усвоения новых знаний |
Первичное введение материала |
5 мин |
Создание проблемной ситуации |
В штативе с тремя пронумерованными пробирками даны растворы сульфата натрия, хлорида натрия, карбоната натрия. Можете ли вы определить в какой пробирке какое вещество? |
Анализ проблемной ситуации. Общение с учителем. Выдвижение гипотез. Коллективное обсуждение проблемы и выдвижение гипотез. Оценка своих знаний. Целеполагание (что надо узнать?) |
Частично-поисковый |
Создание условий для выполнения химического эксперимента |
Показывает видеофрагменты: «Реакции обмена», «Образование слабого электролита», «Образование углекислого газа». Устный фронтальный опрос по вопросам: Приложение 1 |
Работа учащихся с учебно-тематической картой (Приложение 1) Слушание учителя. Просмотр видеофрагментов. Оформление тетради для практических работ. Самостоятельное определение цели работы |
Беседа |
|||
Химический эксперимент по определению известных ионов в растворе |
5 мин |
Формирование у обучающихся практических навыков определения ионов в растворе по готовой инструкции |
Инструктаж по ТБ и ОТ. Демонстрация видеофрагментов «Правила работы в химической лаборатории» и «Правила наблюдения в химической лаборатории». Наблюдение, по необходимости помощь. |
Работа учащихся в группах с учебно-тематической картой (Приложение 1), с учебником. Работа с химическими реактивами по инструкции с соблюдением правил ТБ и ОТ. Общение в группах, совместная деятельность в группах, индивидуальный подход к каждому члену группы. |
Практическая работа |
|
Первичная проверка понимания изученного |
5 мин |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, их коррекция |
Наблюдение, по необходимости помощь и коррекция ответов. |
Обсуждение результатов опыта в группах. Индивидуальная работа у доски: устный отчет и выводы по результатам опыта каждой группы; запись на доске уравнений химических реакций в молекулярном и ионном виде. |
|
|
|
Физкультминутка |
2 мин |
|
|
|
|
Этап закрепления новых знаний и применение их на практике |
Применение полученных знаний, умений и навыков на практике |
18 мин |
Формирование у обучающихся умений самостоятельно применять свои знания и умения в нестандартных, измененных условиях. Закрепление в памяти обучающихся знаний, умений и навыков, которые необходимы им при решении экспериментальных задач. |
Возвращение к проблемной ситуации. Обсуждение версий решения проблемы. Создание условий, способствующих творческой самореализации обучающихся в познавательной деятельности. Планирование совместно с обучающимися хода эксперимента. Наблюдение, по необходимости помощь |
Работа учащихся в группах с учебно-тематической картой (Приложение 1), с учебником. Экспериментальная задача по распознаванию веществ. В выданных пробирках находятся растворы веществ: карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Сделайте выводы по практической работе. Работа с химическими реактивами по инструкции с соблюдением правил ТБ и ОТ.
Индивидуальная работа, описание и объяснение наблюдаемых явлений. |
Исследовательская практическая работа |
Подведение итогов |
Подведение итогов |
2 мин |
Оценка работы класса и отдельных обучающихся |
Общий анализ урока и оценивание |
Общение с учителем и одноклассниками Оценка результатов работы. Самооценка. |
Беседа |
Этап информации учащихся о домашнем задании |
Информация о домашнем задании |
1 мин |
Обеспечение мотивации, понимания обучающимися содержания и способов выполнения домашнего задания |
Рекомендации учителя. Проанализируйте результаты работы, оформите практическую работу в тетради. Дифференцированное тестовое задание. Приложение 1. |
Запись домашнего задания в дневник Работа с научно-популярной, учебной литературой. |
|
Рефлексия |
Рефлексия |
2 мин |
Обеспечение усвоения обучающимися принципа саморегуляции и сотрудничества |
Мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности: Что делали? Что узнали? Чему научились? Где в повседневной жизни можно использовать полученные знания? |
Дают оценку своей деятельности на уроке |
Беседа |
Заключение
Организация экспериментальной деятельности в системе школьного образования является инструментом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, повышения их познавательной активности и сокращения дистанции между теоретическими представлениями и практикой использования полученных знаний.
Химический эксперимент – важный источник знаний, он является специфическим методом обучения химии, поскольку отличает процесс обучения химии от обучения другим учебным предметам естественнонаучного цикла. Формирование представлений о веществах невозможно без наблюдения за ними и анализа полученных данных. Эксперимент играет важную роль в формировании практических умений и навыков обучающихся - помогает им наполнить усваиваемые ими понятия живым, конкретным содержанием, увидеть в отдельных фактах общие закономерности. Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность обучающихся. Часто эксперимент является источником формируемых представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная деятельность. Химический эксперимент – важнейшее средство формирования научного мировоззрения обучающихся в процессе усвоения основ химической науки.
Химический эксперимент выполняет важнейшие функции: образование, воспитание (нравственное, духовное, трудовое, эстетическое, экономическое и др.) и развитие (в том числе памяти, мышления, эмоций, воли, мотивов и др.).
Химический эксперимент выполняет и некоторые частные функции – информативную, эвристическую, критериальную, корректирующую, исследовательскую, обобщающую и мировоззренческую.
Химический эксперимент невозможен без соблюдения правил техники безопасности и соответственно инструктажа по технике безопасности.
В своей работе я использую различные виды учебного химического эксперимента. Практические работы провожу обычно в конце изучения одной или нескольких тем курса, достигая тем самым определенных целей.
Во-первых – это закрепление знаний по химии, в том числе основного экспериментального материала, путём самостоятельного выполнения определенных опытов учащимися. При этом практические занятия, проводимые в заключение ряда тем, дают возможность удачно обобщить экспериментальный и теоретический материал, что не всегда возможно на обычном уроке.
Во-вторых, происходит дальнейшее развитие практических навыков и овладение техникой химического эксперимента.
В-третьих, реализуется творческое применение знаний в процессе экспериментального решения задач и практических вопросов, что имеет большое значение для формирования умений пользоваться знаниями в активной форме, для расширения кругозора учащихся о применении химии в жизни.
Химический эксперимент, выполняя различные дидактические функции, может использоваться в различных формах и должен сочетаться с другими методами и средствами обучения. Он представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного повышения самостоятельности обучающихся: от демонстрации явлений через проведение лабораторных опытов под руководством учителя к самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении экспериментальных задач.
Список использованных источников
Список литературы для обучающихся
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.
- Габриелян О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил.
- Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумова - М.: «Дрофа».
- Аликберова Л.Ю. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.-М.: Дрофа, 2002.
- Габриелян О.С. Химия.8 класс: электронное приложение.
Список литературы для педагогов
- Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 286, [2] с.: ил.
- Габриелян О.С. Химия.8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа, 2013. -207, [1] с.: ил.
- Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. / О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумова - М.: «Дрофа».
- Габриелян Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа.
- Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа.
- Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа.
- Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс.
- Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа.
- Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа.
- Ганина Н.В. Из опыта применения сдвоенных тестов. Журнал «Химия в школе», № 5, 2011, с 53-55
- Габриелян О.С. Химия.8 класс: электронное приложение.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://vshkola1my1.ru (26.07.2013)
- Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004
- Медведев Ю.Н. ЕГЭ 2014. Химия. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Галкина И.А. Электронные физкульминутки для глаз. Часть 2. [Электронный ресурс].