Развитие жизни в Палеозойскую и Протерозойскую эры. Биология. Конспект урока
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, урок-проект и т.д.): изучение нового материала.
Цели (образовательные, воспитательные, развивающие):
- расширить, углубить и систематизировать знания о развитии жизни на Земле;
- развивать умения учащихся самостоятельно добывать знания;
- раскрыть у учащихся способность отстаивать свою точку зрения.
Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):
- охарактеризовать геологические процессы, произошедшие в истории Земли в указанные периоды;
- на основе характеристики особенностей климата сформировать знания об ароморфозах растений и животных;
- раскрыть их эволюционное значение.
- формировать у обучающихся научно-материалистические взгляды на процесс эволюции в органическом мире;
- воспитывать культуру умственного труда при работе с текстом.
- продолжить формирование умения анализировать геохронологическую таблицу;
- способствовать дальнейшему развитию критического и творческого мышления обучающихся;
- содействовать развитию умений обобщать и выделять главное, систематизировать свои знания.
Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока):
- В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин «Общая биология 10-11 кл» – учебник для общеобразовательных учреждений, М., 2002. – 624 с.
- Иванова Т.В., Свиридова Г.Л. Большой справочник по биологии. – М.: АСТ, 2000. – 488с.
- Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия» на 10 CD, приложение «Эволюция жизни», CD №1, 4, версия 2004 г.
|
Ход урока |
|||
Этап |
Содержание |
Методы и методические приемы |
Формы организации работы |
Время |
1. Организация начала занятия |
Задача: подготовка учащихся к работе |
Словесный |
|
2 |
2. Закрепление ранее изученного материала |
Задача: Обеспечить восприятие, осмысление и понимание материала. Закрепление материала |
Словесный, наглядный |
Фронтальная, индивидуальная |
25 |
3. Усвоение новых знаний, формирование умений |
Протерозойская эра (работа с учебником) (См. таблицу, стр. 436) «Лента времени» (вставить недостающие данные)
|
Работа с книгой (конспектирование) |
Фронтальная |
|
Характеристика: Поверхность планеты представляла собой голую пустыню. Климат холодный, частые оледенения. Идет активное образование осадочных пород. В отложениях найдены сине-зеленые водоросли, бактерии. Господствуют простейшие организмы и одноклеточные водоросли. К концу протерозоя появляются бесчерепные, черви, кишечнополостные, моллюски, иглокожие, членистоногие, многоклеточные водоросли. Появляются рудные полезные ископаемые: медь, свинец, нефть. |
Словесный (рассказ) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Протерозой)» |
Видеометод (просмотр) |
|||
Палеозойская эра (работа с учебником) (См. таблицу, стр. 436.) «Лента времени» (вставить недостающие данные)
|
Работа с книгой (конспектирование) |
|||
Характеристика: Кембрий: 1 из самых продолжительных периодов - 90 млн лет. Оледенение сменяется умеренным влажным, а затем сухим теплым климатом. Господствуют простейшие, губки, черви, кишечно-полостные, иглокожие, трилобиты, водоросли. Появляются первые панцирные рыбы, моллюски. Всего около 100 видов животных и растений. |
Словесный (рассказ) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Кембрий)» Ордовик: влажный климат с постепенным повышением средней температуры. Площадь океана имеет максимальные размеры. Наблюдается трансгрессия (под запись!) (наступление моря на сушу) за счет опускания суши, затем – регрессия (отступление моря). Отмечается оледенение. Преобладание морской флоры и фауны. Растительный и животный мир не отличается от Кембрия. |
Видеометод (просмотр) Словесный (Рассказ, лекция) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Ордовик)» Силур: сухой климат с постепенным потеплением. Регрессия, затем - трансгрессия моря. Причина: таяние ледника. Интенсивное горообразование (Скандинавские горы, Саяны) Господствуют головоногие моллюски, трилобиты, кораллы, ракоскорпионы., все виды водорослей. Появляются паукообразные (скорпионы), бескрылые насекомые, 1-е позвоночные виды рыб, в самом конце появляются псилофиты – 1-е наземные растения. (уже имели сосудистую систему, слабодифференцированные ткани, могли укрепляться в почве. Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствование сосудистой системы (обеспечивающей быстрое передвижение воды на большую высоту)). |
Видеометод (просмотр) Словесный (рассказ, лекция) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Силур)» Девон: смена сухих и дождливых сезонов. Наблюдалось оледенение. Регрессия моря (освобождение Сибири и восточной Европы). Образование обширных солевых отложений в виде карбонатов, хлоридов. Залежи марганцевых руд и нефтяных пластов. Господствуют моллюски, трилобиты, пауки, скорпионы псилофиты. В конце Девона вымирают моллюски, корненожки, коралловые полипы, псилофиты. Появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы, стегоцефалы (земноводные), грибы, высшие споровые. |
Видеометод (просмотр) Словесный (рассказ) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Девон)» |
Видеометод (просмотр) Словесный (рассказ) |
|||
Карбон: продолжается регрессия моря, сформировались обширные болотные низменности. Климат постепенно становится сухим и холодным. В конце периода – оледенение. Идет активное горообразование (Тянь-Шань, Урал, Альпы, Кордильеры). Вымирают трилобиты, кистеперые и панцирные рыбы. Господствуют стегоцефалы, двоякодышащие, акулы, наземные членистоногие, насекомые, моллюски, древниие хвощи и плауны. Появляются крылатые насекомые, первые пресмыкающиеся, акулы, высшие споровые и семенные папоротники. Появляются голосеменные растения, произошедшие от папоротников. |
Видеометод (просмотр) |
|||
Найти ответ на вопрос: какие преимущества дал переход к семенному размножению? (стр. 444). Папоротники и плауны достигают полного развития. Сформировались железные и марганцевые месторождения. Отложения каменного угля. |
Словесный (рассказ) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Карбон)» Пермь: довольно сухой климат в северном полушарии, в южном – карбонское оледенение. Максимальная регрессия моря. Вымирают стегоцефалы, леса каменноугольного периода (папоротники и плауны). Господствуют акулы, пресмыкающиеся, морские беспозвоночные, насекомые, голосеменные. Появляются зверозубые пресмыкающиеся, травоядные пресмыкающиеся, голосеменные. Найдены каменные угли и калийные соли. |
Работа с книгой (цитирование) |
|||
Просмотр видеофрагмента «Эволюция жизни (Пермь)» |
Видеометод (просмотр) Словесный (рассказ) Видеометод (просмотр) |
|||
4. Закрепление знаний |
Задача: усвоение знаний, применение в повседневной жизни. Ответить на вопрос № 4, стр. 450: Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода на сушу? (ищите ответ на стр. 448) |
Работа с книгой (изучение) |
Фронтальная, индивидуальная |
3 |
5. Контроль и проверка |
Задача: выявить уровень и качество овладения знаниями и умениями. Ответить на вопросы:
|
Практический (упражнение) |
Фронтальная, индивидуальная |
5 |
6. Подведение итогов |
Задача: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели. Сделать вывод: какое событие было самым главным в Палеозойской эры, как в дальнейшем происходила эволюция жизни? |
Словесный (объяснение) |
Фронтальная, индивидуальная |
2 |
Домашнее задание |
||||
7. Выдача домашнего задания |
Прочитать § 14.2, письменно ответить на вопрос №2, стр. 450 |
Словесный |
|
3 |