Развитие УУД на уроках музыки
Тема «УУД на уроках музыки» является актуальной, поскольку универсальные учебные действия должны формироваться на всех занятиях. К тому же изучение искусства позволяет в полной мере реализовать задачу. Формирование УУД на уроке музыки не обходится без творческого подхода, заинтересованности и активности учеников. Разберем на примере УМК «Искусство. Музыка» корпорации «Российский учебник»: каким образом образовательные результаты достигаются в разрезе данного предмета.Личностные УУД
Музыка напрямую относится к воспитанию человека. Сейчас, как и в давние времена, люди стремятся обучать своих детей музыке, чтобы обогащать их внутренний мир, эмоции. Личностные УУД на уроках музыки формируются очень интенсивно. Процесс слушания должен быть направлен в первую очередь не на развитие профессионализма, а на воспитание любви, интереса детей к музыке, как к неотъемлемой части жизни человека. Через это происходит выход к творческому самовыражению детей в разных формах — от бесед об искусстве до работы над произведениями.
Регулятивные УУД
Музыка — невербальное искусство, и формирование регулятивных УУД может быть неочевидно. Однако на уроках имеют место целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Работая над регулятивными УУД важно объяснить детям, что музыка — это не эмоциональный поток. Сонатная форма, например, является образцом логики, стройности и взаимоподчинения. Сонатно-симфонический цикл — пример четкого регулирования функций, частей, разделов и т.д. Классическая симфония представляет собой модель существования человека, его восприятия и присутствия в мире: первая часть — человек активный, борющийся; вторая часть — человек созерцающий, вдумчивый; третья часть — человек пластичный; четвертая часть — человек в социуме, празднующий среди людей.
Познавательные УУД
Предмет подразумевает большие объемы информации, и познавательные УУД на уроках музыки развиваются непрерывно. Работая на компьютерах, в библиотеках, со справочником в учебнике, дети изучают биографии композиторов, истории создания произведений, профессиональную терминологию. Школьники исследуют либретто опер и балетов, стихи романсов и многие другие тексты, используя смысловое чтение. Также на занятиях отрабатывается построение речевых высказываний — а говорить о музыке очень сложно. Чтобы вести дискуссию ученикам приходится не только осваивать базовые знания, но и осмысливать глубину чувств, пытаться понять замысел автора — человека, который, может быть, жил несколько веков назад, но эмоции, которого до сих пор можно прочувствовать, пропустить через себя. Так непросто, но интересно происходит формирование познавательных УУД на уроках музыки.
Логические УУД
Музыкальные произведения на уроках можно и нужно анализировать: мелодию, ритм, темп, метр, фактуру. После обращаемся к синтезу. Важно, чтобы ученики понимали: ритм существует не просто ради ритма, а инструментовка — не только ради динамики. Все синтезируется. В результате анализа ученик должен прийти к восприятию целостности, уяснить, что произведение представляет собой комплекс музыкальных средств.
Коммуникативные УУД
Музыка — коллективное искусство. Даже индивидуальное творчество композитора, спустя века, находит свое воплощение и преобразование в коллективном исполнении, воспринимается группами слушателей. Развивая коммуникативные УУД, дети знакомятся на уроках с видами оркестров (симфонический, народный, духовой и т.д.), то есть с видами объединения людей. Ученики приходят к пониманию: если музыканты не будут действовать вместе, поддерживать друг друга эмоционально и профессионально, музыки не сучится.
УМК «Искусство. Музыка» (5-9 классы)
Татьяна Науменко, Виталий Алеев и Татьяна Кичак разработали учебники, дневники музыкальных размышлений, дневник музыкальных наблюдений, нотные приложения, аудиоприложения — для современных уроков, на которых развивается не только любовь к искусству, но и умение учиться, на которых повышается уровень владения УУД учениками. Текст учебников построен в виде беседы. Прослушивание любого музыкального произведения предусматривает внимательную работу над поставленными задачами, активное обсуждение материала.
УУД, формируемые на руках музыки, реализуются при разносторонней работе: это и прохождение всевозможных викторин, блиц-опросов, и коллективное пение, разложенное на разные партии, и кропотливый разбор нотных примеров (который к 8 классу приводит к изучении партитур), и анализ разных картин, литературных произведений, имеющих то или иное отношение к музыке, и специальное внимание работам, пропитанным любовью к родине. Познакомиться с содержанием учебников, апробировать бесплатно их электронные версии можно на сайте Lecta.ru.
#ADVERTISING_INSERT#