Развитие речи в начальной школе: чтение, письмо, слушание и говорение
О современных технологиях и практических приемах работы по обучению младших школьников письму сочинений и изложений рассказала учитель начальных классов, эксперт социально-эмоционального образования и автор учебно-методических пособий издательства «Экзамен» Ирина Винокурова.Что делать, чтобы дети писали с удовольствием? 3 шага для учителя
«Мы хотим научить детей рисовать, изображать словами. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для того чтобы дети начинали писать».
- Первый шаг — фиксировать речь детей письменно на доске.
- Второй шаг — проявлять живой интерес к текстам учеников.
- Третий шаг — видеть, что стакан всегда наполовину полон: находить что-то интересное, ценное, удачное в письменных работах детей. Говорить им об этом.
«Важно помнить, что на уроках должна быть взаимосвязь 4 видов работы: чтения, письма, слушания и говорения. Нужно гармонично выстраивать урок без кренов в какую-либо сторону».
Сочинение и изложение — основные средства развития связной речи младшего школьника.
Изложение — это воссоздание исходного текста через прогнозирование или восстановление.
Варианты работы с текстом:
- Чтение с остановками
- Текст со смысловыми пропусками
Пример исходного текста:
Вдруг лес кончился, и я увидел большое ... (1), подобное круглому озеру. В самом центре его, как ... (2), стояла деревня. Голубые масленые волны ...(3) по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в ... (4) верхушки, окружавшие поле со всех сторон.(Ю. Коваль «По лесной дороге»)
Можно давать ребенку слова для выбора, но впоследствии лучше от этой практики отходить.
1) здание, село, поле, лужайку;
2) полянкой, поселок, окраина, остров;
3) чернели, бродили, гуляет, смеркались;
4) лесные, горные, сосновую, озёрные.
Алгоритм работы с текстом:
- Прочитайте про себя текст.
- Про что текст? Кого представили?
- Запишите недостающие слова самостоятельно.
- Прочитайте свои версии.
- У кого не так, почему, обоснуйте.
- Как точнее?
- Давайте посмотрим, как у автора, сравним.
- Что получилось? У кого совпало? Что думаете по этому поводу?
Пересказ и смысловое чтение
Преодолеть механическое чтение, научить вдумчиво относиться к содержанию произведений во многом помогаютразличные виды пересказов:
- полный и сжатый пересказы;
- пересказ по плану;
- творческий пересказ от лица литературного персонажа;
- пересказ с элементами сочинения, додумывания своей концовки произведения,
- выборочный пересказ,
- а также пересказ по ролям с инсценированием;
- заучивание текстов наизусть.
Сочинение
Сочинение подразумевает работу без опоры на исходный текст. Создание своего текста через имитацию, подобие, аналогию, подражание. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий:- сочинение-рассуждение;
- сочинение-описание;
- сочинение-повествование.
Сочинение — одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни. Работа над формированием навыка написания сочинений начинается задолго до написания самого сочинения. Она ведётся как целенаправленно, так и подспудно на всех уроках русского языка, чтения и литературы и др.
«Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, а с другой — средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания современных школьников».
Развитию образного мышления, умению рассуждать логически, чётко и кратко, а также выразительно оформлять речевое высказывание помогут такие виды работ, как:
- создание книжек-малышек с собственными загадками, небылицами, сказкой;
- составление историй по картинкам;
- продолжение истории;
- придумывание иной концовки произведения;
- придумывание рекламы к произведению;
- придумывание монолога-оправдания какого-либо поступка от лица героя, его совершившего;
- придумывание монолога-порицания литературного героя, совершившего отрицательный поступок;
- сочинение писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения (в том числе, и герою);
- составление устного рассказа на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- составление кратких аннотаций (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
- высказывание своего отношения к герою и его поступкам;
- составление письменного описания характеристик героя;
- составление письменных ответов на вопрос;
- создание текстов по аналогии;
- написание отзывов о прочитанной книге и др.
Полную запись вебинара можно посмотреть здесь.