Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики в основной и старшей школе
Как известно, для удержания внимания учеников и эффективного изучения материала, нужно постоянно менять виды деятельности и применять неожиданные подходы, отвечающие интересам детей. Как на уроке математики привлечь к рефлексии даже самых «слабых» учеников? Как совместить повторение формул и краеведение? Методист по математике корпорации «Российский учебник» Светлана Сунцова представила самые современные формы познавательной активности для урока.
Формы актуализации знаний и рефлексии
● Шифровка
Решая примеры, уравнения и задачи, ученики получают буквы или слова, а потом складывают из них слова или фразы. Такая форма работы вызывает интерес у школьников, и единственная загвоздка состоит в том, что дети начинают угадывать слова, решив лишь часть примеров. Чтобы этого избежать, можно зашифровать буквы с конца, загадать малоизвестный термин или сделать так, чтобы каждый ученик решал собственный пример, угадывая одну букву (потом класс вместе собирает слово).
Если хотите привнести элемент квеста, объявите, что получили по WhatsApp загадочное послание. Попросите: «Ребята, помогите расшифровать!». Разошлите уравнения через мессенджер и ждите ответы. Окунувшись в привычную цифровую среду, ученики быстрее включаются в работу.
● Триггеры
За картинками или листочками с номерами скрываются примеры или вопросы. Дети выбирают, за какую картинку хотят заглянуть. Например, даны изображения походных принадлежностей. Предложите ученикам: «Давайте выберем, что возьмем с собой в поход». Ученики по очереди или коллективно решают, какую картинку открыть, а потом решают пример, за ней спрятанный. Возможна и многоступенчатая активность: например, ученик решает пример, находит ответ на «мишени» и открывает привязанный к данному «выстрелу» теоретический вопрос.
● Карта
Обозначьте вместе с учениками знаковые места, а затем обыграйте получившийся маршрут, согласно теме урока. К карте можно привязать что угодно: масштаб, вектор, фигуры, прямые через точки, углы всех видов и т.д. Работа с картой позволяет сразу захватить внимание детей вопросами об их жизни: в какие музеи вы ходили? где вы отдыхали летом? куда мечтаете отправиться в путешествие?
● Google-форма
Ученики получают ссылку на Google -форму и отвечают на вопросы. Для актуализации знаний или рефлексии достаточно 3-5 заданий. Формы позволяют организовать общий анонимный опрос, чтобы понять, насколько хорошо класс усвоил тему. Если нужны данные по каждому школьнику, введите графу «ФИО» и сделайте ее обязательной для заполнения. К слову, чтобы избежать проверочных тестов, ученики часто притворяются, будто забыли телефоны дома (следовательно, не отвлекаются на них на уроке).
● QR-код
Ученики наводят телефоны на простой черно-белый значок и получают информацию: задачи и примеры, вопросы, теоретический материал. Само изображение можно распечатать и повесить на доску или дверь кабинета, раздать ученикам, использовать в квесте.
Подробнее читайте в нашем материале: Использование QR-кодов в образовательном процессе. Опробуйте технологию на себе! Вот код со ссылкой на пример Google-формы, о которой мы писали выше:
● Plickers
Plickers – родственник QR-кода. Ученики получают карточки с двухцветными изображениями и посредством этих карточек отвечают на вопросы. Через мобильное приложение учитель «сканирует» класс и моментально «собирает» ответы и статистику по ним. Списать невозможно, поскольку каждое изображение индивидуально. Приложение существенно упрощает жизнь преподавателей, за что и имеет широкое распространение. Потратить время приходится только в начале использования технологии, при создании виртуального класса.

● Кроссворд
Кроссворд — универсальный инструмент для познавательной деятельности. В такой форме дети могут расшифровать тему в начале урока или повторить термины в конце занятия. Создание математического кроссворда подходит для учебного проекта, индивидуального или группового.
● Пазл
Решая примеры и отвечая на вопросы, дети постепенно раскрывают интересную картинку. Для создания и печати пазлов (как и кроссвордов) существует много простых интернет-ресурсов.
● «Кто хочет стать миллионером»
Оформите опрос в духе знаменитой телеигры и захватите внимание всех учеников — в том числе и «отстающих». Даже не зная ответ, ученик концентрируется на вопросе, на правильном ответе — то есть усваивает материал. Кроме того, работа с текстовыми опросами способствует развитию читательской грамотности.
● «Волшебная лестница»
Рефлексия в форме «Волшебной лестницы» пришла из начальной школы, но она эффективна и в старших классах. Существует много форм самооценивания и оценки урока: на полях тетради, в виртуальном опросе, в виде развернутого отзыва на виртуальной доске и т.д. Если ученик получил низкую оценку, высказывание недовольства несколько сглаживает плохое настроение и ситуацию неуспеха.
Идеи для слов и картинок (что зашифровать?)
- Имя / портрет математика или другого ученого
- Имя / портрет знаменитого исторического деятеля
- Знаковое место своего города
- Маршруты по своему городу
- Ближайший праздник
- Название / изображение редкой птицы или животного
- Все, что связано с профилем класса (например, название ракетной установки для класса с военно-патриотическим уклоном)
- Звездное небо, созвездия (повторяем астрономию)
- Все, что связано с вашими личными увлечениями (чем бы вы хотели поделиться со школьниками)

Источники примеров, уравнений, задач, теоретических вопросов
- Задания из разделов в конце параграфов («Готовимся к изучению новой темы», «Проверь себя в тестовой форме») в учебниках А. Г. Мерзляка, В. Б. Полонского, Г. К. Муравина, О. В. Муравиной и других наших авторов.
- Задания из учебных пособий (Недавно портфель «Российского учебника» пополнился изданиями по ВПР для 7-8 классов, сборниками дидактических материалов для 10-11 классов, новыми сборниками самостоятельных и контрольных работ по алгебре и геометрии).
- Тесты в Электронных формах учебников (ищите в магазине на LECTA).
- Дидактические материалы сервиса «Классная работа».
- Тесты сервиса «Контрольная работа».
Познавательная активность на уроках позволяет не только закрепить материал и проверить знания, но и включить элемент воспитательной работы, вспомнить с учениками особенности своего региона, важные даты, видных деятелей. Не стоит стесняться добавлять в проекты и что-то из личных увлечений. Бытует заблуждение, что учителя математики черствые люди — но через содержание познавательных упражнений можно продемонстрировать ученикам свою творческую сторону.