Развитие навыков XXI века на уроках истории
Современные педагоги уже не раз сталкивались с изменением таксономии образовательных результатов. Сегодня в дискурсе звучат такие понятия как компетенции, метапредметные навыки. Об актуальных проблемах и решениях в преподавании истории, о нестандартных методах в достижении образовательных результатов рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры социального образования СПбАППО, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.История в школе XXI века
Школа потеряла монополию на знания. Сегодня в школе подросток получает лишь треть той информации, которой обладает. В условиях доступности информации встает вопрос: знания — по-прежнему сила? Конечно, знания остаются ценностью, одним из важнейших условий роста личности. Это основа, которая позволяет развивать компетенции — те самые, о которых так много говорится.
Важно, чтобы ребенку было интересно прийти на урок истории. Интерес связан с объемами информации и теми манипуляциями, которые вокруг этого объема совершаются. В процессе работы с информацией необходимо развить в ребенке качества, которые пригодятся ему в будущем — через двадцать, тридцать лет. Ориентация на совмещение общих компетенций и предметных результатов на уроках истории позволяет решить две ключевые задачи:
1. Проведение эмоционально привлекательных уроков.
2. Переход от предоставления информации как цели к формированию личности.
Нужно, чтобы ребенок не просто знал понятия и даты, а мог проследить историческую судьбу страны, мог вести дискуссии на исторические темы.
Опыт других стран
Обратимся к взглядам на общее образование в других странах, добившихся успехов в данной области — это Канада, Финляндия, Китай, Южная Корея. В последней, например, все образовательные результаты связаны с личностным развитием ребенка: управление собой, селф-менеджмент, самоорганизация, самостоятельная постановка цели, поиск средств и способов действий, мотивация к изменениям. Также в ключевых компетенциях числятся: работа со знаниями и информацией (обратите внимание: процесс), креативное (аналитическое) мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация, гражданская грамотность. В Китае «три кита» целостно развитого человека — это саморазвитие, социальная вовлеченность, культурные основы. Почти ни в одной из зарубежных моделей компетенций не указана энциклопедическая подкованность.
Какие навыки нужно развивать
Списки ключевых навыков остаются предметами споров. При их составлении необходимо опираться и на универсальность, и на требования работодателей (если рассматривать образование как вклад в экономическое развитие общества). Обратимся к интересной модели, составленной The Boston Consulting Group в 2015 году:
-
Базовые навыки. Помогают решать повседневные задачи: навыки чтения и письма, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучные знания, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская грамотность.
-
Компетенции. Помогают решать более сложные задачи: критическое мышление, творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.
-
Черты характера. Помогают справляться с изменениями окружающей среды: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная осведомленность.
Какие же методы работы помогут учителю истории привить подросткам навыки XXI века.
Методы работы на уроках истории
Фишбоун («Рыбья кость»)
Данная стратегия предлагает ученикам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение стратегии похоже на рыбную кость (или, если эту «кость» расположить вертикально, на елочку). Особенно помогает при рассмотрении неявных проблем.
В «голове» скелета обозначается проблема. На самом скелете, на верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних — факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Пирамидная история
Исторические явления описываются в виде пирамиды, от верхушки к основанию:
1. Имя героя истории (им может быть человек, животное, неодушевленный предмет).
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.).
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь и др.).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?).
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
РАФТ
Роль — Аудитория — Форма — Тема. Ученик выбирает для себя некую роль и пишет авторский текст (не от своего лица, а от лица выбранного героя истории). В процессе он учится критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования. Для робких, неуверенных в себе учащихся, данный прием — спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Текст может быть представлен в формате письма, сочинения и т.д. Выбор темы может происходить как индивидуально, так и в парах и в малых группах с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций исторического явления.
Технологическая карта работы со словом/термином/понятием
Очень гибкий прием, в котором помимо слов могут использоваться рисунки, математические данные. Вокруг исторического понятия — «Новое слово» — выстраивается карта примерно с такими полями:
-
Значение;
-
Другая форма;
-
Синоним;
-
Особое словоупотребление, ассоциация;
-
Антоним;
-
Предложение из книги;
-
Собственное предложение.
Ромашка Блума (Ромашка вопросов)
Речь идет о популярной в современном образовании таксономии вопросов, созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков вокруг темы — шесть типов вопросов:
-
Простые вопросы (требующие знание фактов).
-
Уточняющие вопросы (обратная связь: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?»).
-
Интерпретационные, объясняющие вопросы (часто начинаются со слова «Почему... » и направлены на установление причинно-следственных связей).
-
Творческие вопросы (с частицей «бы» и элементами условности, предположения, фантазии, прогноза).
-
Оценочные вопросы (направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов).
-
Практические вопросы (направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой).
Метод дискуссии
Виды дискуссии в процессе обучения истории (представлены в журнале «Клио», автор Ежи Романец, 2006 год):
-
Дискуссия по теме лекции или реферата.
-
Снежный шар.
-
Многократная дискуссия.
-
Метаплан.
-
Дискуссия «за круглым столом».
-
Дискуссия по шкале с указанием количества баллов.
-
Дискуссия представителей.
-
Мозговой штурм.
-
Метод обучения «635» (6 групп, 3 идеи, 5 повторений).
-
Дебаты «за» и «против».
Фасилитированная дискуссия
Школьники участвуют в коллективном обсуждении, которое выстраивается с опорой на определенную систему последовательно задаваемых учителем вопросов. Такой подход помогает перейти от знаний к интерпретации.
Составляющие дискуссии:
-
Группа учеников с равным уровнем компетенции.
- Ведущий (учитель), готовый к сотрудничеству с детьми и умеющий создать благоприятную атмосферу.
- Стимул, который представляет собой тему, интересную для всех участников.
-
Стратегия, состоящая из специально подобранных вопросов и техники «Парафраз» (изложения своими словами).
-
Результат, который может быть выражен в виде находки, догадки, ощущения у ребят внутреннего комфорта и уверенности в своих силах, открытия нового в себе, в другом человеке, в объекте обсуждения.
Пример. Последовательность вопросов учителя при обсуждении исторического источника — художественного произведения:
Что вы здесь видите? -> Что вы видите кроме этого? -> Кто-нибудь может что-нибудь добавить? -> Что происходит на этой картине? -> Как вы думаете, кто это? -> Что вы можете сказать об этом человеке? -> Где это происходит? -> Когда это могло происходить? -> О чем могли говорить эти люди? -> О чем думает этот человек? -> Что чувствует этот человек? -> С помощью чего художнику удалось передать такое настроение? -> Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить? -> Что позволило тебе так сказать? -> Что дает тебе право так считать? -> Что вы чувствуете, глядя на эту картину? -> Где, по вашему мнению, находился художник, когда создавал это произведение? -> Какую задачу ставил перед собой автор картины при ее создании? -> Как могла бы называться эта картина? -> Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? -> Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?
Современные материалы и методики преподавания истории представлены в пособиях корпорации «Российский учебник». Следует отметить, что издание «История России: начало XX — начало XXI века» дважды получило положительное заключение научной историко-культурной экспертизы.
#ADVERTISING_INSERT#