Разработка занятия «Формула успеха»
Материал предназначен для обучающихся старших классов. Обучающиеся обсуждают проблему психологического здоровья, способы преодоления стрессовых ситуаций, учатся преодолевать депрессивное состояние в период подготовки к экзаменам.
Аннотация
Материал предназначен для обучающихся старших классов. Обучающиеся обсуждают проблему психологического здоровья, способы преодоления стрессовых ситуаций, учатся преодолевать депрессивное состояние в период подготовки к экзаменам.
Цель мероприятия: формирование ценности здорового и безопасного образа жизни в условиях стрессовых ситуаций в период подготовки к экзаменам.
Задачи мероприятия:
- развить умение адекватно оценивать свои способности, свое состояние;
- развить навыки саморегуляции и саморазвития;
- повысить самооценку в условиях подготовки к экзамену;
- научить правильно вести себя в стрессовой ситуации и находить оптимальные пути выхода из стрессового состояния;
Формы организации деятельности детей:
- групповая;
- индивидуальная.
Ход мероприятия
1. Начало мероприятия (создание комфортной психологической среды)
Каждый из вас шел сегодня на наше занятие с разным настроением. Кто-то хотел бы быстрее убежать домой и заняться любимым делом. Кому-то нужно спешить на тренировки и дополнительные занятия. Надеюсь, некоторые пришли сейчас с правильной установкой – найти формулу успеха, которая поможет преодолеть стрессовое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов и достичь наиболее высоких результатов. Предлагаю немного поиграть, чтобы снять усталость и создать комфортную психологическую атмосферу.
Игра: (все игроки рассаживаются по кругу)
По команде ведущего вам нужно будет перемещаться по аудитории в соответствии с заданием.
Учитель предлагает обучающимся занимать разные места в аудитории в зависимости от содержания задания
Прошу встать и пересесть на другое место тех:
- кто сегодня не проспал и пришел вовремя в школу;
- кто сегодня хорошо позавтракал;
- кто сегодня пришел в школу с хорошим настроением;
- кто был рад видеть своих друзей;
- у кого любимый предмет математика;
- кто любит литературу;
- кто готовится к экзаменам.
2. Основная часть занятия
а) На последнем задании подняться и перейти на другое место пришлось всем, т.к. каждый уже определился с выбором экзамена и усердно готовится к сдаче ЕГЭ.
Какие на ваш взгляд условия необходимы для успешной сдачи ЕГЭ? - Хорошее знание предмета, удача на экзамене…
Часто мы заботимся о нашем физическом здоровье, забывая, что психическое состояние человека является неотемлимой составляющей здоровья и здорового образа жизни. В период подготовки и сдачи экзамена этот фактор играет одну из основных ролей.
В современном обществе проблема психического состояния людей является особенно актуальной. Каждый год 7 апреля мы отмечаем Всемирный день здоровья. В 2017 году Всемирная организация здравоохранения посвятила этот день помощи людям, страдающим депрессией. Он пройдет под лозунгом «Давай поговорим».
Попробуем определить, что такое депрессия. Выберите из предложенных определений наиболее подходящее:
ДЕПРЕССИЯ – ЭТО…
а) заболевание, которое характеризуется постоянным состоянием уныния и потерей интереса к видам деятельности, которые обычно приносят удовлетворение, а также неспособностью делать повседневные дел;
б) заболевание с характерными признаками: нехватка энергии, снижение аппетита, сонливость или бессонница, тревога, снижение концентрации, нерешительность, беспокойство;
в) заболевание, которое может случиться у каждого человека;
г) состояние, которое поддается лечению, его можно преодолеть посредством разговорной психотерапии.
После некоторой паузы учитель предлагает обучающимся не спешить при выборе правильного ответа, попробовать более точно дать определение в конце занятия.
б) Наверное, у каждого из нас бывают моменты, когда ничего не хочется делать, появляется желание забросить все дела. Но нельзя думать, что во всех этих случаях вы впали в депрессивное состояние.
Предлагаю всем представить себе, что вы ведете прием пациентов и пытаетесь определить наличие симптомов сложного психологического состояния у пациента – депрессии.
Задание: выберите из предложенных вариантов те значения, которые на ваш взгляд могут характеризовать депрессивное состояние человека: радость, желание петь, ничего не хочется делать, прогулки с друзьями, изоляция от друзей, творчество, уныние, отсутствие интереса ко всему, упадок сил, прилив энергии, снижение аппетита, сонливость, бессоница, тревога, веселье, беспокойство, нерешительность, оптимизм, вера в свои силы, хороший аппетит, спорт, хобби, общение.
У кого когда-нибудь возникало состояние, которое можно описать словами, которые вы выбрали. Предлагаю подумать, как можно преодолеть такие негативные явления и выработать рекомендации для их преодоления.
Обучающиеся обсуждают несколько явлений. Например: снижение аппетита, сонливость, бессоница, тревога. Учитель подводит их к тому, что в одиночестве преодолеть подобное состояние сложно.
Совет: Расскажи о своих проблемах близкому человеку.
в) Какие ассоциации возникают у вас при слове «ЭКЗАМЕН»?
Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет.
Некоторые ответы повторяют те, которые вы выбрали при выполнении задания на предыдущем этапе. У вас уже есть готовые советы для таких случаев. Значит, сложное психологическое состояние в предэкзаменационный период преодолеть реально.
Нужно помнить, что в одиночку справится с волнением перед экзаменом сложно, поэтому поговорите с родителями, учителем, обсудите с друзьями свое тревожное состояние.
г) Некоторое время назад выпускники школы не сдавали ЕГЭ. У них был традиционный экзамен.
- Как вы думаете, волновались ли ваши родители перед экзаменом?
- Что они вам рассказывали об этом?
- Как они преодолевали это состояние?
- Подходят ли современным выпускникам эти советы?
Как показывает практика, успех любой деятельности зависит от того, как мы к этому относимся. Интересную точку зрения высказал известный ученый, философ Уолтер Рассел: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете».
Совет: Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, найди положительные стороны.
Работа в группах
Учитель предлагает визуально представить плюсы и минусы ЕГЭ и акцентирует внимание на положительных сторонах.
д) Как доказывает наш опыт, плюсов у ЕГЭ больше, чем минусов. Значит, стоит постараться преодолеть волнение и подготовиться как можно лучше к экзамену. Что может помочь?
Посмотрите на известную вам картину Решетникова Ф.П. «Опять двойка». Если бы вы не знали названия картины, то по каким признакам можно понять состояние мальчика (Выражение лица, мимика, опущенные плечи, отведенный в сторону взгляд и т.д.).
Наверное, у многих когда-нибудь была такая ситуация. Как вывести человека из подобного состояния?
Существует одно очень простое, но эффективное упражнение, которое называется «Мышечный корсет». Оно не требует особых усилий. Нужно выровнять спину, расправить плечи, высоко поднять голову, и широко улыбаться. (Обучающимся предлагается выполнить это упражнение)
Работа в группах
Попробуйте с помощью пиктограмм создать памятку для выпускников «ЕГЭ. Формула успеха».
Примерные пункты:
- Составь план повторения учебного материала!
- Делай краткие заметки!
- Выбери оптимальный график подготовки!
- Соблюдай режим дня!
- Делай паузы в работе!
- Питайся правильно!
Совет: Планируй свои действия, вырабатывай собственную стратегию и тактику подготовки и сдачи ЕГЭ.
3. Заключительный этап
а) Вернемся к нашему определению. Что же такое ДЕПРЕССИЯ? Выберите правильное определение!
На самом деле все предложенные пункты раскрывают значение этого понятия.
б) Рефлексия.
Возможно ли избежать депрессивного состояния перед экзаменами? Что для этого нужно делать?
в) Если вы воспользуетесь советами, которые мы с вами сегодня обсудили, то преодолеть сложное время подготовки и сдачи ЕГЭ будет по силам каждому.
ЕГЭ – это не трагическое событие в жизни.
ЕГЭ – это возможность достичь УСПЕХА! Одну из ФОРМУЛ УСПЕХА мы сегодня попробовали вывести.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.