Строение вещества. Молекула.
Класс: 7 класс.
Тема урока: Строение вещества. Молекула.
Цель урока: Рассмотреть вопросы строения вещества, строения молекул.
Формировать у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).
Задачи урока:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с первоначальными сведениями о строением вещества.
- Определить материальность объектов и предметов.
- Ввести новые понятия : “молекула”, “атом”.
- Познакомить учащихся со свойствами молекул.
- Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.
Развивающие:
- Развивать у учащихся познавательный интерес,
- Расширять их кругозор, память, воображение.
- Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала.
- Развитие логического мышления.
Воспитательные:
- Формирование у учащихся научной картины мира и мировоззрения,
- Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.
- Воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения.
Тип урока: урок изучения нового материала, с использованием мультимедийных технологий, презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Строение вещества. Молекула”, учебник “Физика -7” А.В.Пёрышкин.
Лабораторное оборудование для демонстрации опытов: яблоко, нож, резиновый мяч (воздушный надутый шарик), модель упругих пружин, две книги с вложенными друг в друга страницами, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, мензурка со спиртом, закрытая колба с дымом,
Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся: металлическая проволока, тетрадные листы, колба с водой, стакан, красящее вещество, пластилин, резина, капрон.
Межпредметные связи: биология, история, математика, техника.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат
Личностные УУД:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
- формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
- использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
- построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Результат |
Универсальные учебные действия |
1 |
Организационный |
Организует деятельность по подготовке к уроку |
Готовят рабочее место |
Готовность к уроку |
Личностные УУД: нравственно-этического оценивания Коммуникативные УУД: умение слушать |
2 |
Повторение ранее изученного материала |
Организует деятельность по проверке изученного материала в форме теста |
Работают с тестовым материалом по ранее изученной теме. |
Самопроверка тестовых вопросов. |
Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно Личностные УУД: нравственно-этического оценивания |
3 |
Целеполагание и мотивация |
Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи |
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу Систематизируют информацию Делают предположения Формулируют: что требуется узнать |
Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока |
Познавательные УУД: Анализируют, работают самостоятельно
|
4 |
Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний) |
Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов |
Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция |
Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о состоянии вещества делают сами учащиеся |
Личностные УУД: Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД: Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи |
5 |
Первичная проверка понимания |
Организует фронтальную проверку понимания нового материала |
Отвечают на вопросы: о сохранении объема, формы, о переходе в другое состояние (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) |
Понимание основных понятий и материала урока |
Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
6 |
Первичное закрепление новых знаний |
Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке
|
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах) |
Через организацию самостоятельной практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты |
Регулятивные УУД: Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли |
7 |
Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний) |
Организует обсуждение результатов занятия |
Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока |
Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока |
Личностные УУД: Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД: Умение обобщать, формулировать вывод |
8 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Объявляет Д/З: §§ 11-12; вопросы; работа с таблицей |
Восприятие, осознание Д/З, запись |
Запись учащимися Д/З в дневниках |
Личностные УУД: Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности |
9 |
Рефлексия учебных действий |
Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… |
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой |
Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях |
Личностные УУД: Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях. Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
Ход урока
I. Организационная часть
(Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать страницы в познании окружающего нас мира. Впереди нас ждут интересные открытия. Готовы? Да! Тогда приступим…
II. Повторение ранее изученного материала
Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Я предлагаю вам тест по теме: “Физические явления” (вопросы распечатаны на столах учащихся, учащиеся отвечают письменно, с самопроверкой)
1. Что из перечисленного является физическим телом?
- вода
- ложка
- камень
- солнце
- чай
- дождь
- бумага
- ураган.
2. Что из перечисленного является веществом?
- бумага
- дерево
- железо
- карандаш
- верёвка
- воздух
- ручка
- стекло.
3. Какие слова обозначают физические величины?
- часы
- скорость
- метр
- линейка.
4. Какие явления относятся к механическим?
- полёт птицы
- солнечное излучение
- падение капель дождя
5. Какие явления относятся к физическим?
- радуга
- пожелтевшие листья
- падение капель дождя.
III. Целеполагание и мотивация
Человек издавна пытался объяснить явления, происходящие в природе, познать не только слышимое, но и неслышимое, не только видимое, но и не видимое.
Все мы знаем, что вода может быть и жидкой (это её естественное состояние), и твердой – лёд (при температуре ниже 0°С), и газообразной – водяной пар (слайд № 1). Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара? Может кто-то и затрудняется ответить. Поэтому, рассмотрим ещё один пример: алмаз и графит, два тела состоящие их углерода (слайд № 2). Отличаются ли их свойства? Конечно, графит легко расслаивается – грифель карандаша тому подтверждение, алмаз – один из самых твердых пород. Чем можно объяснить такую разницу?
Молодцы! Чтобы ответить на этот вопрос, и на многие другие, необходимо знать внутреннее “устройство” тел.
Как вы думаете, какая тема урока “ожидает” нас сегодня?
Тема урока: Строение вещества. Молекулы и атомы.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о внутреннем строении вещества, ответить на вопросы
- Как доказать, что все вещества состоят из частиц?
- Какими размерами и массами определяются частицы вещества?
- Почему не видны частицы, из которых состоит вещество?
- Почему твердые тела, состоящие из частиц, кажутся сплошными?
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока “Строение вещества. Молекулы и атомы” (слайд № 3)
IV. Первичное усвоение новых знаний
Вы не поверите, но вопросами внутреннего “устройства” тел задавалось человечество ещё в древние времена. Легенда гласит, что в Древней Греции в IV–V веках до н.э. ученый Демокрит (слайд № 4), держа в руке яблоко, задумался: сколько раз можно яблоко разрезать на части?
Правильно, деление яблока можно выполнять до какой-то малой части. Эту малую и неделимую часть Демокрит назвал атом, что в переводе с древнегреческого языка так и переводится “неделимый”. Продолжили изучать строение вещества уже ученые XVIII века. Но с древних времен и до наших дней утверждение о строении вещества является одним из самых верных и значимых для изучения тепловых, электрических и квантовых явлений. Как же мы с вами можем сформулировать это утверждение.
Правильно. Все вещества состоят из мельчайших частиц - молекул.
Ребята, возьмите, пожалуйста, лист №1 “Строение вещества”
№ |
Утверждения |
Опытное доказательство
|
Что было бы, если бы не… |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Ваша цель: в ходе урока заполнить данную таблицу. Записываем первое утверждение. Теперь подумаем, как это утверждение можно доказать. Есть два способа: прямое (слайд № 5) и экспериментальное (слайд № 6). Микроскопов не было в Древней Греции, нет и у нас с вами, да и не в каждой физической лаборатории есть такое оборудование, поэтому воспользуемся вторым способом доказательства существования молекул.
Я могу продемонстрировать следующий опыт: опыт с мензурками с небольшим объемом воды и стаканом с окрашенной водой. При переливании воды из стакана в мензурку № 1, из мензурки № 1 в мензурку 2, из мензурки № 2 в мензурку № 3. Наблюдаем, что в мензурках вода окрашивалась, хоть и не так ярко как в стакане.
А теперь посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства первого утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу.
Молодцы! Мир молекул уникален и удивителен. Вот еще один опыт (слайд № 7). В одну мензурку нальём 100 мл воды, а в другую – 100 мл подкрашенного спирта. Перельём жидкости из этих мензурок в третью (см. рисунок). Удивительно, но объём смеси получится не 200 мл, а меньше: 190 мл. Однако при этом масса смеси в точности равна сумме масс воды и спирта. (В опыте спирт можно заменить сахаром-рафинадом.)
Почему же так происходит?
Или воздушный шарик можно сжать без особого труда. Почему?
Между молекулами есть промежутки. Запишите в таблицу второе утверждение. Посмотрите на то оборудование, которое у вас на парте, и подумайте, что из это оборудования вы могли бы использовать для доказательства второго утверждения. Подумали, обсудили в парах, проделали, записали в таблицу
Вывод: все вещества состоят из молекул и между молекулами есть промежутки! Но, все тела мы видим сплошными. (слайд № 8) Дело в том, что молекулы настолько малы, что оптической силы глаза не достаточно для видения молекул. Поможет в определении размера молекул эксперимент. (слайд № 9) Размер молекулы масла
d = 1,6 · 10–9 м = 1,6 нм (нанометр).
Не смотря на свои столь малые размеры, молекулы состоят ещё из более мелких частиц – атомов. Например, наименьшая частица воды – молекула воды. (слайд № 10) Она состоит их трех атомов: двух атомов Н – водорода и одного атома О – кислорода. Знания об атомах сегодня в науке позволяют создавать не только автомобили или электромобили, но и наномобили. (слайд № 11)
Ученые доказали, что молекулы разных веществ отличаются друг от друга, а молекулы одного вещества - одинаковы. Молекулы воды одинаковы, молекулы углерода в графите и алмазе одинаковы. На вопрос: почему отличаются свойства этих тел, мы ответим с вами на следующих наших уроках…
V. Первичная проверка понимания
У нас осталась последняя колонка таблицы не заполненная. Подумайте, что было бы, если бы не было молекул? Что было бы, если бы не было промежутков между молекулами?
Подумали, обсудили в парах, записали в таблицу.
Ребята, встаньте, пожалуйста, кто полностью справились с этим заданием.
Спасибо!
VI. Физкультминутка
Упражнения на снятие мышечного напряжения. Игра «Молекулы». В процессе игры дети делятся на группы по 1, 2, 3 и т.д. человек.
VII. Первичное закрепление новых знаний
Видео вопрос “Тепловое расширение твердого тела” (слайд № 12)
Просмотр видео с отключением звука. Ребятам предлагается ответить на вопросы: Что будет дальше? (видео останавливается на моменте нагревания шара); Прокомментируйте видеоролик.
Подумали, обсудили в парах.
VIII. Подведение итогов урока
“Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей”. Эти слова принадлежат русскому ученому М.В.Ломоносову.
Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания:
Задание 1. Составьте кластер (схему) строения вещества: (слайд № 13)
Подсказка. Звенья кластера: молекулы, тело, атомы, вещество. Распредели их в соответствующем порядке. Задание 2: Найди ошибки в тексте:(слайд № 14) Надутый воздушный шарик внесли с мороза в теплое помещение и его объем при этом не изменился. При охлаждении медного шарика его объем увеличился, так как уменьшаются его частицы, из которых состоит шарик. Молекулы духов во флаконе отличаются от молекул духов в воздухе. В стакан чая опустили несколько кусочков сахара. После полного растворения сахара объем полученной смеси будет больше суммы объемов чая и сахара. |
Сегодня знания о молекулах вещества заложены в основу атомной и ядерной физики, давшие возможность развиваться нано технологиям.(слайд № 15) На следующих уроках мы продолжим изучать характеристики молекул и сможем ответить на вопросы: почему вода, водяной пар и лед (алмаз и графит) состоят из одинаковых молекул, но свойства имеют различные, почему распространяются запахи и окрашиваются жидкости. И сможем заполнить таблицу № 1 полностью.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом:
- параграфы 7-8; вопросы;
- сообщение по теме “Интересные факты о молекулах”.
X. Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: “Что тебе понравилось на уроке?”
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.