Разрабатываем индивидуальный проект «Я выбираю профессию»
Какое профессиональное образование получить, чтобы быть востребованным на рынке труда? чем я на самом деле хочу заниматься? Эти и другие вопросы, связанные с профессиональным ориентированием, затронула на одном из наших вебинаров кандидат педагогических наук, методист по технологии корпорации «Российский учебник» Елена Гилева. В этом материале также предлагаем вам варианты разработки и реализации социальных проектов по профессиональному самоопределению.По данным социологов около 60% выпускников школ еще не спланировали свою взрослую жизнь и не определились с выбором будущей специальности. Сегодня выбор сферы профессиональной деятельности — это представления личности о будущем, которые являются и жизненным планом, и индивидуальной программой развития.
Очень часто ошибки при выборе будущей специальности откладывают негативный отпечаток не только на профессиональную деятельность, но и на всю жизнь человека в целом.
«Когда мы проектируем свою жизненную траекторию, мы должны ответить на следующие вопросы: что я хочу и что мне интересно? Какие у меня ценности? Процесс жизненного определения длительный и затрагивает многие аспекты: личностного, профессионального семейного и социального самоопределения»
Существуют определенные правила при выборе профессии, на которые стоит опираться. Смысл заключается в определении оптимальной зоны пересечения ваших личных жизненных, профессиональных интересов. Также следует учитывать возможности организма, социальный фактор и потребности рынка труда.
«ХОЧУ» — это личные цели и ценности, профессиональные интересы и познавательные потребности.
«МОГУ» — познание себя, своих склонностей и способностей, состояния здоровья.
«НАДО» — знание профессиональной сферы и тенденций развития рынка труда, разумная оценка путей и средств достижения цели.
При выборе профессий мы должны определить зоны совпадений между желаниями, возможностями и социальными потребностями. Исходя из полученного результата, планировать вашу профессиональную карьеру с позиции использования проектной деятельности.
Проектирование
Проектная деятельность — это деятельность, направленная на создание чего-то нового. Также это процесс создания какого-либо нового «продукта», имеющего личную или социальную значимость.
Проектная деятельность — это особенная интерактивная технология, которая имеет определенные специфические характеристики.
Проект — этот тот вид деятельности, который многие будут осуществлять первый раз в своей жизни. А поскольку это будет происходить впервые, могут возникать ошибки. Не стоит этого бояться, необходимо проявить максимум внимательности и сосредоточенности и верить в свои силы.
Проектная деятельность строится поэтапно, на каждом из которых есть свои алгоритмы, которых стоит придерживаться. Алгоритмы характерны и для проектирования стратегии профессиональной карьеры:
- Поисковый этап. Выявляются имеющиеся проблемы, производится поиск нужной информации. Сбор и систематизация информации о сферах профессиональной деятельности и прогнозах развития рынка труда.
- Конструкторский этап — это разработка жизненного плана.
- Технологический этап. Проводится индивидуальная психодиагностика, выполнение профессиональных проб, знакомство с учебными заведениями.
- Аналитический этап. Здесь мы определяем уровень подготовленности в выбранной профессии. Далее следует подготовка плана реализации проекта, оценка и анализ результатов проектной деятельности.
Начать следует с обдумывания проблемы выбора профессии. Необходимо ответить на вопросы, связанные с вашими жизненными интересами, способностями и талантами, а также прогнозировать потребности рынка труда на ближайшие 5 лет. После обдумывания приступаем к составлению личного плана. Его можно написать в произвольной форме, а можно составить в формате письма своим бывшим одноклассникам через 20 лет после окончания школы:
«Скоро ты закончишь школу и вступишь во взрослую жизнь. Тебе предстоит самостоятельно решать все жизненные проблемы. Сегодня мы предлагаем тебе немного помечтать и пофантазировать. Представь себе, что ты уже взрослый человек, который окончил школу 20 лет назад (т.е. тебе 35-38 лет).
Твои бывшие одноклассники решили организовать вечер встречи выпускников, но по объективным причинам ты не можешь на нем присутствовать. Ты решаешь написать письмо своим одноклассникам, в котором подробно планируешь описать свою жизнь за эти 20 лет.
Будем условно считать, что всем твоим одноклассникам предложено ответить на определенные вопросы в письменной форме, а все письма с ответами будут оформлены в летопись вашего класса. Таким образом, каждый твой одноклассник сможет узнать о твоих жизненных достижениях и планах на будущее. Предлагаем тебе определенный перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Собственно, это и будет твой личный жизненный план».
Разрабатываем индивидуальный проект
Предложенный формат индивидуального проекта — это научно-педагогический формат, который был апробирован на практике. Вы можете взять его полностью или адаптировать под себя.
1 этап — информационная часть
- Краткая личная характеристика (познавательные интересы и хобби, личные достижения, семейные традиции)
- Выбор сферы деятельности, привлекающей тебя:
– виды деятельности (профессиональная деятельность, индивидуальный предприниматель, самозанятые);
– перечень профессий и профессиональные качества личности;
– аргументы выбора профессии (личностные, финансовые, общественные, семейные). - Основное содержание профессии (характеристика профессии; предприятия и организации, имеющие такие профессии, характер труда).
- Требования к работнику (состояние здоровья, образовательный уровень, трудовые умения, качества личности).
- Уровень профессионального образования для профессии (уровни образования, какие учебные заведения готовят специалистов по профессии, профессиональная квалификация по окончании образовательного учреждения, сроки обучения, вступительные испытания).
2 этап — аналитическая часть
Определение индивидуального уровня подготовленности к профессии осуществляется по следующим критериям:
- информационная подготовленность — наличие достаточного объема информации о профессии, знание профессиональных требований;
- образовательная подготовленность — наличие достаточного уровня предметных знаний, полученных за время обучения в школе (учебные предметы, которые особенно необходимы для профессии и оценки по предметам; перечень учебных предметов, которые являются вступительными испытаниями);
- физиологическая готовность — состояние функционального здоровья и его соответствие медицинским требованиям к профессии;
- психологическая готовность — состояние психофизиологических процессов, нервной системы, черты характера (определяется по конкретным показателям, указанным в таблице);
- практическая готовность — наличие общетрудовых и практических предпрофессиональных умений и навыков; выполнение профессиональных проб (возможно наличие начального профессионального опыта);
- нравственная готовность — сознательная отношение к профессии, понимание содержания профессиональной деятельности, знание и принятие специфики и трудностей в профессии, понимание значимости профессии и соответствие личным нравственным ценностям.
3 этап — проектная часть
Разработка плана реализации проекта по коррекции профессионально важных качеств и преодолению личного уровня несоответствия профессиональной подготовленности за время обучения в старшей школе:
- перечень проблем, которые необходимо решить за период обучения в старшей школе (по рейтингу);
- способы, средства и сроки решения указанных проблем (в таблице);
- предполагаемые результаты проектной деятельности (в таблице).
4 этап — контроль и итоги
- Реализация плана проектной деятельности
- Промежуточный контроль и корректировка плана
- Подведение итогов проектной деятельности:
- Соответствие результатов реализации проекта запланированным действиям;
- Достижение глобальной цели: получение профессионального образования;
- Удовлетворенность результатами проектной деятельности;
- Потребность в продолжении социального проекта по проектированию стратегии профессионального саморазвития.
Образовательные программы и проекты, которые могут оказать помощь в диагностике, дадут информацию из достоверных источников и смогут помочь в наработке портфолио:
- Портал ПроеКТОриЯ
- Проект ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее»
- Интерактивная платформа «Профилум»
- Образовательный проект «Смартия»
- Федеральный проект «Большая перемена»
А вот Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках реализации Национальной стратегической Инициативы (НТИ) в 2014 г. разработало «Атлас новых профессий».
«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, который поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут создаваться новые технологии и продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Технология. Профессиональное самоопределение школьников. Личность. Профессия. Карьера. 8-9 классы
– самоопределения подростков на основе самодиагностики:
- личностных особенностей;
- потребностей;
- мотивов труда;
- жизненных ценностей.