Растворение. Растворимость веществ в воде
Обозначение предметного содержания проекта. Учащиеся получают представление о растворении, как о физико-химическом процессе, понятии гидратах и кристаллогидратах, растворимости, кривых растворимости, как модели зависимости растворения от температуры, насыщенных, перенасыщенных и ненасыщенных растворах. Делают выводы о значении растворов для природы и сельского хозяйства.
Методическая разработка составлена на основе, программы основного общего образования по химии, учебно-методического комплекса О.С.. Габриеляна «Химия. 8-11 классы (Рабочие программы. Химия8-11 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – 2 изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013). Данный концентрический курс соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часа в неделю.
Раздел. Растворение. Растворы. Свойства электролитов.
Тема. Растворимость. Растворимость веществ в воде.
Обоснование целесообразности данного предметного содержания для организации проектной/исследовательской деятельности обучающихся. Через организацию исследовательской деятельности сформировать представление о растворении, как о физико-химическом процессе. На основе знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы, учащиеся учатся устанавливать межпредметные и причинно-следственные связи
Также данный проект, направленный на сформирование представления о физико-химическом процессе растворения, изучении растворимости различных веществ от различных условий обеспечивает развитие устойчивого интереса к химии.
Название проекта: «Растворы. Растворимость веществ в воде».
Описание проблемной ситуации, определение проблемы и цели проектного модуля. Учитель организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы, предлагая учащимся провести мини-исследование «Приготовление водных растворов перманганата калия и серной кислоты». Учащиеся во время проведения опытов отмечают, что в процессе растворения веществ наблюдаются как признаки физического, так и признаки химического явления.
Учащиеся совместно с учителем формулируют противоречие.
Противоречие: В процессе растворения можно наблюдать с одной стороны признаки физических явлений, с другой - химических явлений.
Проблема: Процесс «растворение» - это процесс химический или физический? Можно ли влиять на этот процесс?
Описание проектного продукта/результата с критериями оценки.
Цель проектного модуля: доказать сущность процесса растворения и объяснить зависимость растворимости от различных факторов через создание ментальной карты «Растворимость веществ в воде».
Проектный продукт: ментальная карта «Растворимость веществ в воде».
Ментальная карта представляет собой систематизированный и представленный в наглядной форме материал. В центре записывается тема проекта «Растворимость веществ». Учащимся предлагается на основе проведенных мини-исследований сформулировать выводы и творчески оформить их в несколько блоков:
1 блок: «Модель процесса растворения»
2 блок: «Зависимость процесса растворения от различных факторов»
3 блок: «Классификация растворов»
4 блок: «Значение и применение растворов»
Каждый отдельный проектный продукт пары оценивается по следующим критериям.
- Достоверность найденной информации.
- Эстетичность оформления
- Структурность оформления
- Логичность оформления
- Наглядность
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
- 3 балла - критерий полностью представлен
- 2 балла – не достаточно представлен
- 1 балл – представлен частично
- 0 баллов – критерий отсутствует
Оценка «5» - 15-14 баллов
Оценка «4» - 13-11 баллов
Оценка «3»- 10-7 баллов
Оценка «2» -менее 7 баллов
Определение общего объема урочных часов, необходимых для реализации проекта, и его распределение по этапам проектной деятельности обучающихся с указанием действий педагога и обучающихся.
Проектный модуль включает 3 урока (3 часа проектного модуля реализуются за счет 1 часа, который отводится на изучение темы «Растворы. Растворимость веществ» и 2 часа за счет резервного времени):
Фазы ПД |
Этапы ПД |
Поурочное планирование |
Проектирование |
Актуализация |
1 урок + домашнее задание |
Проблематизация |
||
Целеполагание |
||
Планирование |
||
Концептуализация Моделирование |
||
Реализация |
Разработка критериальной базы |
2 урок + домашнее задание |
Реализация проектного продукта |
||
Представление проектного продукта Оценка Рефлексия |
Представление |
3 урок + домашнее задание |
Защита проекта |
||
Оценка |
||
Рефлексия |
||
Диагностика уровня сформированности проектных действий |
Поэтапное описание проектного модуля, действий обучающихся, действий педагога.
Этапы проектной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства |
Результат |
||||||||
1-й урок (подготовительный и проектировочный этапы): актуализация – проблематизация – целеполагания - планирование действий-концептуализация. |
||||||||||||
Актуализация имеющейся системы: предметных знаний и способов деятельности, метапредметных способов деятельности, ценностей и смыслов, связанных с содержанием модуля и самим процессом познания. |
Организует повторение правил техники безопасности и поведения в кабинете химии. Организует фронтальное выполнение заданий, направленных на усвоение темы «Физические и химические явления» Задает вопрос учащимся: «Как отличить химические явления от физических?», «Каковы признаки химических реакций?» |
Отвечают на вопросы. Просмотр в режиме «без звука» флеш - ролика «Признаки химических реакций». Указывают признаки химических реакций, комментируют свой ответ. Рассуждают и делают вывод том, что химические явление характеризуются образованием новых веществ, с новыми признаками. Признаками химических реакций могут быть: появление запаха (выделение газа), образование осадка, изменение цвета.
|
Мультимедийный комплекс и интерактивной доской. Материал Единой коллекции ЦОР |
Выявлена граница «знания-незнания» |
||||||||
Проблематизация – определение проблемы проекта и причин, приводящий к появлению проблемы. |
Организует действия учащихся по выявлению и формулировке противоречия и проблемы. Проведение мини-исследования : «Приготовление водных растворов перманганата калия и серной кислоты»
|
Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности выполняют мини-исследование №1: , описывают свои наблюдения , заполняют таблицу. Растворение
Проблема: К каким же явлениям относится процесс растворения, физическим или химическим, как можно описать процесс растворения веществ? |
Алгоритм выполнения мини-исследования №1 Приложение №1 Оборудование и реактивы:: KМnО4, Н2SО4(конц.), безводный СuSО4, вода, пробирки, штатив.
|
Сформулирована проблема |
||||||||
Целеполагание – определение цели и задач проекта. |
На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проектного продукта |
Формулируют цель проекта с помощью учителя: описать модель процесса растворения, определить факторы, влияющие на процесс растворения, провести классификацию растворов, указать значение и применение растворов. С помощью учителя определяют блоки ментальной карты: 1 блок: «Модель процесса растворения» 2 блок: «Зависимость процесса растворения от различных факторов» 3 блок: «Классификация растворов» 4 блок: «Значение и применение растворов» |
|
Сформулирована цель общего проектного продукта. |
||||||||
Планирование действий |
Создает условия для формирования проектных групп и распределение обязанностей внутри групп по выполнению проектных заданий
|
Класс делится на 5 групп по 4-5 человек. Каждая группа выбирает руководителя. Совместно с учителем проговаривают совместный план действий.
|
|
Сформированы группы учащихся для выполнения проекта. Разработан план дальнейшей работы |
||||||||
Организует действия учащихся для работы в группах. Оказывает помощь в распределении обязанностей внутри группы Предлагает работу в группах по единым заданиям: прочитать текст учебника с.186-188, оформить схему-модель процесса растворения. Направляет группы на выполнение практического мини-исследования №2 «Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения» Направляет группы на выполнение практического мини-исследования №3 «Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ» Направляет группы на выполнение практического мини-исследования №4 «Наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.». |
Составляют схему-модель «Растворение как физико-химический процесс». Каждый учащийся внутри группы самостоятельно читает текст. 1 ученик: рассматривает историю изучения данного вопроса. 2 ученик: выделяет сторонников физической теории растворов 3 ученик: выделяет сторонников химической теории растворов 4 ученик: описывают современные представления, составляют схему-модель РАСТВОР= Н2О + Р.В. + ГИДРАТЫ (продукты взаимодействия Н2О растворёнными веществами). 5 ученик планирует и оформляет блок 1 ментальной карты. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют мини-исследование №2 «Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения» по предложенному алгоритму, формулируют вывод. Формулируют выводы : Природа растворяемого вещества влияет на процесс растворения. Растворимость вещества зависит от природы самого вещества. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют мини-исследование №3 «Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ» по предложенному алгоритму, формулируют вывод. Формулируют выводы: Природа растворителя влияет на процесс растворителя. Растворимость вещества зависит от природы самого вещества. Учащиеся, соблюдая правила техники безопасности, выполняют мини-исследование №4 «Наблюдение влияния температуры на растворимость веществ.».по предложенному алгоритму, формулируют вывод. Формулируют выводы: С увеличением температуры растворимость вещества увеличивается. Возможно построение модели растворимости в зависимости от температуры. |
Проектные задания
«Мозговой штурм»
Алгоритм мини-исследования №2 Приложение 2 Оборудование и реактивы: пронумерованные пробирки с веществами: №1 Хлорид кальция №2 гидроксид кальция №3 карбонат кальция, вода. Алгоритм мини-исследования №3 Приложение 3 Оборудование и реактивы: Две пронуме-рованные пробирки №1 и №2 с несколькими кристаллами йода, спирт, вода. Алгоритм мини-исследования №4 Приложение 4
|
Созданы промежуточные продукты: схема – модель процесса растворения.
Сформулированы факторы, влияющие на растворимость веществ:
|
|||||||||
Концептуализация и моделирование – создание образа объекта проектирования.
|
Организует действия учащихся по созданию образа проектного продукта. Консультирует учащихся по созданию проектного продукта. |
Учащиеся в группах обсуждают, каким будет итоговой модуль, аргументируют свою точку зрения, выслушивают учеников своей группы, участвуют в обсуждении макета. . |
Мозговой штурм |
Создан образ (модель) проектного продукта – ментальной карты «Растворимость веществ» |
||||||||
Организует работу по распределению блоков внутри группы, организует работу по заполнению табеля учета работы над проектом |
Выбирают блок для заполнения, договариваются друг с другом, предлагают взаимопомощь в распределении и оформлении блоков. Оценивают свою собственную работу и работу одноклассников |
Табель учета работы над проектом |
Распределены все блоки внутри каждой группы, оценена работа за урок. |
|||||||||
Д/з: изучить параграф 34, выполнить задания в рабочей тетради. Подобрать иллюстрации для блоков к ментальной карте, иллюстрирующих классификацию и применение растворов. |
||||||||||||
2-й урок (этап реализации): решение конкретно-практических задач. Создание проектного продукта. |
||||||||||||
Разработка критериальной базы |
Организует работу по созданию критериев проекта |
Предлагают варианты критериев оценки проектного продукта:
За каждый критерий от 0 до 3 баллов:
Оценка «5» - 15-14 баллов Оценка «4» - 13-11 баллов Оценка «3»- 10-7 баллов Оценка «2» -менее 7 баллов |
Прием «Дерево мнений» |
Разработаны критерии оценки проекта |
||||||||
Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов (создание проектного продукта) |
Создает условия для реализации проектного продукта. Организуется выполнение проектного задания, рассматривается требования к составлению ментальной карты, требования к структурированию найденной информации Каждая группа получает проектное задание и алгоритм его выполнения, Осуществляет консультационную помощь в создании проектного продукта.
|
Учащиеся в соответствии с распределенными обязанностями определяют образ конкретно-практической задачи. Это будет ментальная карта, на которой будет структурирована информация по теме «Растворимость веществ. Растворы». В центре будет обозначена тема. Вокруг расположены 4 блока. Информация должна быть представлена в виде схем, рисунков, ассоциаций. Учащиеся распределяют обязанности в группе: 1 ученик: ответственный за блок №1, командир группы 2 ученик: ответственный за блок №2, отслеживание время; 3 ученик: ответственный за блок №3, 4 ученик: ответственный за блок №4 5 ученик: общее оформление работы, ответственный за оценивание выполненной работы. Выполнение заданий совместно, но под контролем ответственного:
|
Бумага, фломастеры, ножницы, принтер |
Выполнены проектные задания.
Создан проектный полупродукт. |
||||||||
Д/з: повторить параграф 34. Доработать созданный проектный полупродукт, подготовить выступление от группы. |
||||||||||||
3-й урок «Презентация полученного проектного продукта. Оценка качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателей. |
||||||||||||
Презентация полученного проектного продукта. |
Создает условия для презентации проектного продукта
|
Презентуют созданные проектные продукты - ментальную карту, собранную из 4-х блоков.
|
|
Демонстрация карты «Раствори-мость. Растворенные вещества». |
||||||||
Оценка качества проектного продукта и рефлексия действий в проекте его создателей. |
Организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить правильность выбора метода проекта. Обобщает полученные знания, выполненные действия. Использует критерии для оценки результатов. Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями. Осуществляет контроль знаний по теме «Растворение. Растворимость веществ». |
Группы выходят защищать свой продукт. Оценивают свою работу в группе по реализации проектной деятельности, работу одноклассников; а также оценивают проекты. Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты. Вносят предложения в алгоритм выполнения однотипных заданий. Оценивают проектную деятельность в соответствии с критериями оценочного листа.
|
Оценочный лист проектной деятельности. Приложение №5 Оценочный лист проектного продукта Приложение №6 Задание «Вставь пропущенное слово» по вариантам. |
Выставлены оценки. Указаны ошибки. Проведена рефлексия. Контроль знаний. |
||||||||
Д/з: выполнить задания учебника с.192. Подготовить сообщения про растворы, используемые в медицине – 1 ряд, в с/х – 2 ряд, в быту – 3 ряд. |
Описание промежуточных проектных продуктов и описание используемых урочных домашних заданий (дидактическое обеспечение проектного модуля).
На первом уроке учитель проверяет уровень усвоения ранее изученной темы, предлагает устно выполнить задание на актуализацию знаний - Просмотр в режиме «без звука» флеш - ролика «Признаки химических реакций», Материал Единой коллекции ЦОР
По итогам работы на первом уроке учащиеся получают промежуточные продукты: отчеты по мини-исследованиям№1«Наблюдение процессов растворения перманганата калия, концентрированной серной кислоты и безводного сульфата меди»», №2 Наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения», №3 «Наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения», №4 «Наблюдение влияния температуры на процесс растворения»
На дом учащиеся получают следующее задание: изучить параграф 34, выполнить задание в рабочей тетради часть I тема 34 с помощью интернет - источника подобрать иллюстрации по темам «Значение и применение растворов», «Классификация растворов».
На втором уроке учащиеся разрабатывают проектный продукт в соответствии с проектными заданиями. К концу урока каждая группа оформляет ментальную карту. После второго урока учащиеся получают домашнее задание: доработать проектный полупродукт и подготовить по нему мини-выступление, включая подготовку к проекту и его реализацию.
После третьего урока учащиеся получают домашнее задание: подготовить сообщение про применение растворов в быту, с/х или медицине.