Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций
Победитель конкурса "Электронный учебник на уроке".
Цель урока: объяснение необходимости расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций, основываясь на закон сохранения массы веществ
Планируемый результат:
- знать закон сохранения массы веществ М.В.Ломоносова,
- понимать необходимость расстановки коэффициентов,
- знать правила расстановки коэффициенты,
- использовать правила при расстановке коэффициентов
Личностно-формирующая направленность урока.
- побуждать учащихся анализировать свои действия и самостоятельно делать выводы
Задачи урока:
- проинформировать учащихся об истории открытия закона сохранения массы веществ;
- закрепить умения пользоваться химическим оборудованием, соблюдая правила техники безопасности;
- сформулировать проблемные вопросы, побуждающие учащихся делать выводы на основании
- химического эксперимента, объяснять причину сохранения массы веществ и учиться анализировать
- качественные и количественные характеристики химических уравнений;
- совершенствовать умение определять относительные молекулярные массы;
- проинформировать учащихся об основных правилах расстановки коэффициентов;
- начать формирование умения расставлять коэффициенты в химических уравнениях.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методический комплекс
Источники информации:
- учебник “Химия” 8 класс, О.С. Габриеляна ЭФУ учебника Химия” 8 класс, О.С. Габриеляна
- эксперимент
- презентация PowerPoint “Расстановка коэффициентов”
Оборудование:
- технические средства обучения: компьютер, проектор, экран;
- электронные средства обучения: ЭФУ “Химия” 8 класс О.С. Габриеляна;
- химическое оборудование: сосуды Ландольта, учебные весы с разновесами;
- реактивы: растворы CuSO4 и NaOH; BaCl2 и Na2SO4; CaCl2 и Na2CO3; K2SO4 и Ba(NO3)2; Na2CO3 и HCl; FeSO4 и NaOH;
Дидактическое сопровождение:
- проблемные вопросы;
- когнитивные и деятельностные установки;
- понятийный аппарат;
- презентация PowerPoint “Расстановка коэффициентов”;
- индикаторы обратной связи (ответ на вопрос)
Материалы для познавательной деятельности учеников:
- технологические карты лабораторной работы;
- инструкции по технике безопасности (приложение);
- тренировочные упражнения Wordspusher ЭФУ;
- индикаторы для обратной связи (устный ответ);
- ПСХЭ
Таблица-схема "План урока"
Этап урока |
Продолжительность |
Действия учителя |
Материалы учебно-методического комплекса |
Действия учащихся |
Организационный момент. |
1 мин |
Включает мелодию утренней гимнастики |
10 |
Делают упражнения физкультминутки |
1 |
Я хотела бы, чтобы к концу урока вы знали закон сохранения массы веществ, понимали необходимость расстановки коэффициентов, знали правила расстановки коэффициенты и использовали правила при расстановке коэффициентов |
10, 12 (слайд 1) |
Слушают и читают планируемый результат урока на слайде №1 |
|
Изучение нового материала |
5 |
Кто, по вашему мнению, является автором закона сохранения массы веществ? |
10
5, 6 |
Слушают рассказ учителя, смотрят на портреты учёных стр. 164 ЭФУ, анализируют информацию |
Приём сигналов обратной связи: |
17 |
Высказывают своё мнение об авторстве закона |
||
10 |
В справедливости закона легко убедиться на простом опыте. Получите технологические карты лабораторной работы, инструкции по технике безопасности и необходимое оборудование. Соблюдая правила по технике безопасности, выполните лабораторный опыт. |
10, 14, 15, 7, 8, |
Получают технологические карты лабораторной работы, инструкции по технике безопасности и необходимое оборудование. Изучают инструкцию и технологическую карту |
|
Приём сигналов обратной связи. Почему в некоторых группах масса веществ до и после реакции изменилась? Опираясь на знания, полученные на уроках физики, объясните, почему масса веществ не изменяется при химической реакции? |
17 9 9 |
Сообщают о результатах лабораторного опыта. Высказывают свою точку зрения (при реакции изменяются молекулы, а число атомов не меняется) |
||
1 |
Кроме понятия “химическая реакция” используют понятие “уравнение химической реакции”. Есть ли отличие в этих понятиях? |
9, 11 |
Высказывают свою точку зрения (уравнение – это условная запись реакции с помощью формул и математических знаков) |
|
3 |
Составьте уравнение одной из реакций лабораторного опыта. |
10 |
Составляют формулы веществ, вступивших и получившихся в результате реакции по названиям веществ (один ученик на доске, остальные в тетрадях). Сравнивают результат своей работы с результатом товарища. В случае несоответствия выясняют причину. |
|
2 |
Вспомните, как определить относительную молекулярную массу вещества. |
10 |
Вспоминают, что для нахождения относительной молекулярной массы необходимо знать относительную атомную массу. А её значение можно найти с помощью ПСХЭ. Находят значения относительных атомных масс элементов и определяют относительную молекулярную массу одного из веществ. |
|
Какой ряд определит относительную молекулярную массу быстрее? |
10, 18 |
Совершенствуют умение определять относительные молекулярные массы относительные молекулярные массы веществ, формулы которых записали по рядам (каждый ряд свою формулу). |
||
Приём сигналов обратной связи |
17 |
Записывают на доске под формулами веществ значения относительных молекулярных масс |
||
3 |
Найдите и сравните массы веществ, вступивших в реакцию и получившихся в результате реакции. |
10 |
Находят и сравнивают сумму масс веществ, вступивших в реакцию, с суммой масс, получившихся в результате реакции |
|
Приём сигналов обратной связи |
17 |
Делают вывод о том, что масса веществ изменилась |
||
2 |
Почему же масса веществ, вступивших в реакцию, не равна массе веществ, получившихся в результате реакции, как мы это наблюдали при проведении эксперимента? |
9 |
Анализируют количественные характеристики веществ (массы веществ, количества атомов) в химических уравнениях |
|
Приём сигналов обратной связи |
17 |
Делают вывод о необходимости поставить коэффициенты |
||
5 |
Какой способ расстановки коэффициентов лучше всего использовать? Информирует учащихся об основных способах расстановки коэффициентов. |
10 |
Слушают рассказ учителя, смотрят сопровождающие рассказ слайды презентации, отвечают на сопутствующие вопросы |
|
Приём сигналов обратной связи |
17 |
Высказывают своё мнение об обоснованности использования способа |
||
Закрепление |
9 |
Проверим эффективность применения правил. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. |
5, 6, 16 |
Формируют умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях. По очереди выходят к компьютеру и расставляют коэффициенты в уравнениях тренировочного упражнения Word spusher на странице 166 ЭФУ. |
Приём сигналов обратной связи |
17 |
Проверяют правильность расстановки коэффициентов, нажав кнопку “проверить” в ЭФУ |
||
Диагностика результатов урока |
2 |
Проверим достигли ли мы планируемых результатов. Знаете закон сохранения массы веществ? Необходимо расставлять коэффициентов? Знаете правила расстановки коэффициенты? Сможете их использовать при расстановке коэффициентов |
13, слайд 1 17 17 |
Формулируют закон. Делают вывод о необходимости расставлять коэффициенты Делают вывод о необходимости выучить правила и потренироваться в расстановке коэффициентов |
Домашнее задание |
1 |
Прочитать параграф параграф 27, упражнение 2 стр.167, выучить правила расстановки коэффициентов |
1, 2 |
Записывают домашнее задание Обращают внимание на возможность проверки правильности выполнения упражнения в ЭФУ |