ЕГЭ по обществознанию: работа с текстом. Задания 21-24
Задания 21-24 в ЕГЭ по обществознанию считаются единым целым и предусматривают работу с фрагментом научно-популярного текста. Эта часть экзамена проверяет как предметные, так и метапредметные умения выпускников. Рекомендации, как обучить школьников работе с текстом, представила корпорации «Российский учебник» Ирина Крутова, эксперт по проверке развернутых заданий ЕГЭ по обществознанию, со стажем более 8 лет.Задания № 21-24 в ЕГЭ по обществознанию:
требования и типичные ошибки
Задания 21 и 22 проверяют знания базового уровня. Они направлены преимущественно на выявление умения находить, воспринимать, воспроизводить и применять информацию, содержащуюся в тексте. Задание 22 в ЕГЭ по обществознанию, вслед за вопросами по тексту в задании 21, требует проанализировать и обобщить данные из материала. Далее ученику предлагается выполнить задачи повышенного уровня сложности на объяснение причинно-следственных и функциональных связей (задания 23-24). ЕГЭ по обществознанию, задания 21-24, примеры вопросов из демоверсии 2018: «Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов?», «Как автор понимает свободу предпринимательства?», «Как автор описывает экономическую цель фирмы?», «Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте?».

Типичные ошибки выпускников при выполнении заданий по тексту:
- Не находят правильный ответ в тексте.
- Переписывают часть текста.
- Не выделяют требуемые положения и идеи, не могут перекомпоновать содержание текста.
- Не умеют грамотно построить предложения, создают бессмысленные формулировки.
- Не разводят требования (например, привести авторское мнение или собственные суждения).
- Не конкретизируют предложенные положения на основе привлечения контекстных знаний.
- Не приводят объяснения причин, последствий. 8. Отвечают не на все требуемые вопросы задания.
- Неаккуратно оформляют ответ: представляют неразборчивый, нечитаемый, сплошной текст.

Причины ошибок:
- Непонимание текста.
- Непонимание сути вопросов.
- Отсутствие знаний по теме.
- Несформированность умения осуществлять поиск информации в тексте, ориентация на ключевые слова.
- Несформированность умений систематизировать, анализировать, обобщать социальную информацию.
- Несформированность умений объяснять причинно-следственные связи, давать оценку социальным действиям.
- Несформированность умений приводить и формулировать примеры.
- Несформированность умения письменно излагать свои суждения.
- Невнимательность.
Поэтапная подготовка к ЕГЭ в 5-11 классах Как выполнить задания с текстом по обществознанию ЕГЭ? Очевидно, что работа с обществоведческим текстом включает в себя комплекс умений и знаний, которые формируются постепенно, поэтапно, на протяжении всего обучения. Пониманию текста способствуют:
- Общий кругозор школьника.
- Знания по теме, знание обществоведческих и метапредметных понятий и терминов.
- Комплекс общеучебных и предметных умений по работе с текстом.
- Комплекс общеучебных речевых умений школьника.
Многие умения и знания, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ, не получить на экспресс-курсах по подготовке. Рассмотрим, как с 5 класса поэтапно сформировать важные навыки.
Составление плана
5 класс. Составление под руководством учителя простого плана. Текст: пункт параграфа учебника.6 класс. Самостоятельное составление простого плана. Текст: пункт параграфа учебника.
7 класс. Составление под руководством учителя развернутого плана. Текст: параграф или адаптированный письменный источник.
8 класс. Самостоятельное составление развернутого плана. Текст: параграф или адаптированный письменный источник.
9 класс. Составление под руководством учителя развернутого плана темы.
10 класс. Самостоятельное составление развернутого плана темы.
11 класс. Самостоятельное выделение плана (общей структуры) работы для написания эссе/рецензии/реферата и др.
Аргументация точки зрения
5 класс. В связном рассказе воспроизведение хода рассуждения, повторение доводов, подтверждающих тот или иной вывод, сделанный автором учебника или учителем.6 класс. Подбор под руководством учителя фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
7 класс. Самостоятельный подбор фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
8 класс. Выстраивание под руководством учителя аргументов на основе фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
9 класс. Самостоятельное выстраивание аргументов на основе фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
10 класс. Выстраивание под руководством учителя аргументов на основе фактов в подтверждение и опровержение точки зрения.
11 класс. Самостоятельное выстраивание аргументов на основе фактов в подтверждение и опровержение точки зрения.
Эти этапы отражены в УМК «Обществознание» корпорации «Российский учебник» под редакцией Г.А. Бордовского.

Примеры заданий из учебников:
5 класс
Прочтите текст о семейных традициях народов других стран. Какие из них вам понравились и почему? Шотландцы очень гордятся традицией проведения выходного дня. Воскресная прогулка традиционно завершается непременным семейным обедом. Латиноамериканцы свято чтут семейные традиции приготовления блюд. Рецепты, открытые какой-нибудь прапратетушкой, бережно записываются в толстенную книгу, и каждая подрастающая хозяйка этой семьи вносит свою лепту в традиционную манеру стряпать. Итальянцы передают дух семьи по наследству вместе с предметами старины. Несмотря на то что итальянцы довольно легко расстаются со старыми ненужными вещами, они бережно хранят семейные реликвии, какими бы ветхими они ни были, и обязательно рассказывают детям об их происхождении.
10 класс
Прочитайте текст об особенностях развития искусства и ответьте на вопросы к нему. В истории человеческого духа и вообще в истории человеческих свершений существует два типа, две формы исторической наследственности. Одна форма укладывается в схематизм восхождения по лестнице «прогресса». Так, в образовании, в движении по схематизму науки, каждая следующая ступень выше предыдущей, вбирает ее в себя, развивает все положительное, что было достигнуто на этой ступеньке, которую уже прошел наш ум, наши ноги и руки, наше социальное общение... В самом деле, какой чудак будет изучать механику по трудам Галилея или Ньютона... Существует одна сфера человеческих свершений, что никак не укладывается в схематизм восхождения. Эта сфера — искусство. Здесь нельзя сказать, что, допустим, Софокл «снят» Шекспиром... (Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991. С. 281–285).
В чем особенность развития и существования искусства в отличие от других форм человеческой культуры? Какие еще элементы духовной сферы общества неподвластны прогрессу? Свое мнение аргументируйте.

Работа с текстом ЕГЭ «Обществознание»: алгоритм при подготовке
- Чтение школьниками текста вслух небольшими частями (внимание на правильность прочтения слов, ударения).
- Работа с незнакомыми словами, выражениями на предмет понимания их смысла.
- Определение главной мысли прочитанной части текста, ее формулирование и раскрытие.
- Установление школьниками логических связей между всеми частями текста (если есть сложности — составление плана), формулирование основной идеи текста.
- Осмысление текста на предмет того нового, что он вносит в понимание изучаемой темы.
- Отбор примеров, фактов, которые могут быть полезны для выполнения других заданий (эссе).
- Разбор заданий к тексту (устно и письменно).
- Оформление ответов, проверка, анализ.
- На основе представленного алгоритма осуществляется постепенный переход к самостоятельному решению последующих заданий с текстами.
Согласно показателям, предоставленным в методических рекомендациях для учителей, выпускники относительно неплохо стравляются с № 21 и 22, а вот задачи в последующих двух заданиях часто приводят к потере баллов. Рассчитывать на высокий результат могут те ученики, которые в полной мере получили не только предметные знания, но и универсальные навыки, прописанные в стандартах образования.