Работа с одаренными детьми: русский язык
Работа с одаренными детьми по русскому языку должна вестись уже в начальной школе. Выстроить ученый процесс для способных детей помогают специальные пособия с нестандартными заданиями — такие, например, как тетради серии «Школа эрудита XXI века» издательства «Российский учебник». Недавно корпорация представила новинку: рабочие тетради «Русский язык. Познавательные истории с заданиями» для 2 класса. На их примере разберем, как организовать формирование и развитие предметной одаренности.Развитие детской одаренности
Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников – проявление индивидуализации образования, что входит в требования современных стандартов. В начальной школе важно сформировать у способного ребенка интерес к изучению русского языка, причем так, чтобы этот интерес сохранялся на протяжении последующих лет обучения, стимулировал ребенка использовать свои задатки по максимуму. Развитие интеллектуальных, творческих способностей, конечно, предусматривает интересные практические задания, выходящие за рамки основного курса.
Русский язык – сложный предмет, и при изучении одних только его основ не всегда остается время на творческие задания. Работа со способными детьми может вестись как на уроке, так и на дополнительных занятиях. Развитие младшеклассников включает в себя:
- Изучение истории русского языка.
- Разбор особенностей восприятия звуков.
- Знакомство с этимологическими словарями: как те или иные предметы получили свои названия.
- Обсуждение философских вопросов русского языка.
- Обзор языков славянской группы, обсуждение похожих слов в разных языках.
- Обогащение словарного запаса.
В процессе ребенок аккумулирует знания, полученные на уроке, начинает воспринимать язык уже не как учебный предмет, а как интересную и важную составляющую жизни, наблюдает за его проявлениями.
Курс «Школа эрудита XXI века»
Корпорация «Российский учебник» предлагает рабочие тетради для вторых классов, помогающие раскрыть и развить способности одаренных детей. Авторы: Л.В. Петленко и В.Ю. Романова. Тетради включают 5 разделов:
- Мир полон звуков (фонетика)
- Азбука, прошедшая сквозь века (история русской письменности).
- Всему название дано (лексика).
- Как делаются слова (морфемика).
- Секреты правильной речи (культура речи).
Познавательной активности способствуют рубрики «Хитрый вопрос», «Интересно узнать», «Рекорды языка», «Наблюдаем и размышляем», «Это надо запомнить!», «Поиграем!», «Посоревнуемся!».
Сейчас идет работа над созданием аналогичных пособий для третьих и четвертых классов, однако уже представленный материал актуален для детей разных возрастов и интересен даже пятиклассникам. Новый курс по русскому языку для способных детей соответствует основному курсу русского языка, разработанному авторами корпорации «Российский учебник». При этом содержание тетрадей также подходит для факультативных занятий, олимпиад, недель русского языка. Задания можно менять местами в зависимости от учебной задачи.
Раскрытие способных учеников: примеры заданий
Вопросы для исследований
- Как люди общались друг с другом до возникновения языка?
- Почему врач, когда смотрит в горло, просит произнести звук [а], а не [у], [о] или [и]?
- Кто придумал буквы, которые мы сейчас используем?
- Есть ли какие-то предметы, для которых не придуманы слова?
Игра «Отгадай слово»
Количество участников: от двух человек и больше.
Цель игры: отгадать и произнести загаданное слово.
Ход игры: участник загадывает недлинное слово (из одного-двух слогов) и произносит по порядку звуки, из которых оно состоит. Например: [с], [л], [о], [н] – слон. Тот, кто отгадал слово, становится ведущим и загадывает новое слово.
Групповое задание «Стечение согласных»
Иногда в слове идет подряд несколько согласных звуков, это называется стечением согласных. Например: скамейка, стрекоза, ствол. Как вы думаете, сколько в слове согласных звуков может быть подряд? Кто сможет подобрать слово, в котором рядом стоит самое большое количество согласных звуков?
(Дается вместе с познавательной информацией о том, что в сербском, чешском, немецком языках стечение согласных встречается очень часто. Рекордсмен: грузинский язык – в нем встречаются слова, в которых есть девять согласных подряд!)
Задание «Изучаем звукопись»
Отгадай, кто произносит слова в стихотворении И. Токмаковой:
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши!
Надоела нам вода!
Задание «Пополни словарный запас»
Подбери как можно больше синонимов к словам «воин», «смелый», «бороться».
Задание «Жители городов»
Кого называют «ярославцы», «москвичи», «смоляне»? Подумай, как называют жителей Рязани, Новгорода, Санкт-Петербурга, Тулы, Калуги? Как называют жителей города, в котором ты живешь?
Задание «Восприятие звуков»
Нарисуй сказочных животных, которых зовут Шурыхчень и Аламоня. Сравни свои рисунки с рисунками одноклассников. Какое из животных получилось ласковым, мягким, пушистым, а какое сердитым, страшным, колючим? Почему?