Работа с детьми с СДВГ. Как найти ключ к такому ребенку?
Очень часто мы с вами можем слышать: «А, так у него просто дефицит внимания!». Или: «Это гиперактивный ребенок!». Но что же такое синдром дефицита внимания на самом деле? Какие потребности есть у детей с таким диагнозом? Какие рекомендации можно дать родителям таких детей? Ответы на эти другие вопросы дала педагог-психолог Наталия Баринова в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник».Что такое СДВГ и как его диагностировать?
СДВГ — это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, проявляющееся в виде трудностей с концентрацией внимания, памяти и самоконтроля. Детям с СДВГ также часто свойственны высокая степень агрессии и самоагрессии, а также тревожность и низкая самооценка.
Важно предостеречь родителей и учителей от самостоятельной постановки диагноза ребенку. Если ребенок очень активен, на то могут быть другие причины — темперамент, воспитание и т. д. Такой диагноз может поставить лишь врач-невролог совместно с психологом.
Как помочь ребенку с СДВГ?
На такого ребенка ни в коем случае нельзя кричать, злиться и думать, что он ведет себя так нарочно. У ребенка просто не хватает способностей контролировать свое поведение, в этом ему должны помочь педагоги и родители.
Такому ребенку очень важно чувствовать себя в безопасности, потому что у него могут быть проблемы с самобезопасностью, прогнозированием и тревогой — он может не до конца понимать, что, если он будет бегать по дому, споткнется и упадет — ему будет больно — ребенку сложно спрогнозировать развитие такой ситуации.
В работе с детьми с СДВГ очень важен инклюзивный подход, педагог должен постараться посмотреть на мир глазами этого ребенка, понять его потребности и проблемы.
Причины развития синдрома
Лобные нарушения
У детей с СДВГ бывают функциональные нарушения лобных долей. Лобные зоны мозга отвечают за контроль и самоконтроль. При наличии таких нарушений ребенку тяжело себя контролировать.
Такому ребенку нельзя говорить: «как ты не подумал, что может случиться», ребенок сам не может это спрогнозировать. Если мы понимаем причину такого поведения, то нам легче будет подобрать ключ к такому ребенку, чем если мы будем думать, что он вредничает и делает все назло.
Стволовые нарушения
Бывает так, что в ходе родовых травм происходят различные нарушения, зажимы ствола головного мозга. Ствол головного мозга отвечает за энергообеспечение и баланс. Такие дети более невнимательны.
Диэнцефальные
При таких нарушениях дети испытывают проблемы со сном, засыпанием. Они также могут быстро запоминать и при этом быстро забывать информацию.
Работа с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Какие условия среды можно создать, чтобы помочь такому ребенку?
Создайте ребенку уголок уединения
Для ребенка с СДВГ очень свойственна полярность поведения, что вызвано низким уровнем самоконтроля. Чтобы успокоить таких детей — им нужен уголок уединения пусть даже во время урока. Если вы видите, что ребенок перевозбужден, предложите ему выйти, где-то посидеть.
Создайте уголок двигательной активности
Понятно, что есть определенные правила и в школе бегать нельзя, но из-за этого нервная система ребенка еще больше перенапрягается. Таким детям нужно сбрасывать энергию, бегать, кричать. Потому можно использовать перемены для организации двигательной активности, проводить физкультминутки.
Введите правила
Такому ребенку нужно четко ставить границы, правила и расписания. Если вы едете с ребенком на экскурсию, важно проговорить что и когда вы делаете. Этому очень важно следовать, ведь если будут какие-то сбои в графике, ребенку будет сложно перестраиваться, это дополнительный стресс.
Обезопасьте ребенка
Место ребенка должно быть максимально безопасным, где нет острых углов и острых предметов. Такие дети могут пораниться как случайно, так и неслучайно.
Случай из практики:
«У меня был мальчик Ваня, 9 лет, с которым мы прописали четкие правила. Важно, что их не должно быть очень много, потому что ребенку будет сложно их усвоить. Правила должны быть очень четко сформулированными: столько времени мы сидим на уроке, когда говорит учитель — я слушаю, если мне нужно двигаться — я выхожу. Желательно, чтобы они были записаны и всегда лежали у ребенка где-то перед глазами как памятка. Мы начинали с ним с того, что слушали ключевой урок 1 минуту, потом делали перерыв на 15 минут и так далее. К концу занятий мы дошли до того, что могли заниматься 25 минут непрерывно».
Как помочь ребенку в саду и школе
- Ребенок должен иметь возможность легально сбрасывать лишнюю энергию;
- Правил не должно быть слишком много, но они должны четко соблюдаться;
- Для помощи в концентрации внимания нужно использовать различные упражнения на самоконтроль;
- Важно визуально подкреплять свою речь при обучении ребенка;
- На определенный отрезок времени необходимо давать только одно задание ребенку;
- Дети с СДВГ очень хорошо реагируют на успокаивающей массаж, который можно делать, не обладая специальным образованием;
- Необходимо поддерживать любые, даже самые незначительные успехи ребенка;
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Как помочь ребенку дома?
-
Поддерживайте дома четкий распорядок дня;
-
Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т. д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие;
-
Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
-
Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры;
-
Для детей с СДВГ особенно полезны занятия в бассейне и любые занятия, связанные с водой;
-
Таким детям и родителям очень полезно и важно посещать занятия, направленные на работу с телом;
-
Выберите только одно направлении в коррекции поведение;
-
Будьте последовательны. Последовательность — это ключ.
Напоследок приведем «посыл» от ребенка с СДВГ, который поможет вам взглянуть на мир его глазами:
«Пожалуйста, не перегружайте меня! Я очень хочу общаться с людьми, мне нравится вместе валяться, хохотать, обниматься. Поддержите меня, покажите, как можно общаться, и я обязательно научусь! Мне очень сложно долго сидеть на одном месте и оставаться неподвижным.
Пожалуйста, дайте мне возможность подвигаться. Мне бывает очень тяжело сосредоточиться и сконцентрироваться, но вы можете мне помочь, просто давайте мне возможность заниматься понемногу и частями».