Работа с детьми с РАС: советы и рекомендации
Все аутичные дети имеют право и потребность в образовании. С должным вниманием и помощью каждый из них способен раскрыться и познавать мир в данных ему природой пределах. Педагог-психолог Наталия Баринова рассказала об основных особенностях детей с РАС, способах выстраивания взаимодействия с ними и о методе ABA терапии.Выбор пути образования
Первые шаги по выстраиванию взаимодействия с ребенком с РАС, начинаются с выбора пути образования. Рассмотрим некоторые типы инклюзии.Индивидуальная инклюзия
Ресурсный класс
Ресурсный класс — это не отдельный класс коррекции, а специальная комната, где дети с РАС и другими нарушениями могут восстановить свои ресурсы, а также заниматься индивидуально и в малой группе, тренируя академические навыки и необходимое учебное поведение.
Инклюзия в модели «Ресурсный класс» позволяет детям с аутизмом успешно компенсировать свои основные дефициты — в коммуникации и социализации.
Уроки с регулярным классом вводятся постепенно по мере подготовленности ребенка.
Автономный класс
Обучение осуществляется посредством объединения детей по фактическому уровню навыков, но часто по уровню, указанному в заключении ЦПМПК.
- Тьютор осуществляет поддержку двух и более детей;
- Дети обучаются в малокомплектных классах;
- Инклюзия через общешкольные мероприятия, уроки физкультуры, изо, музыки и т. д. Обратная инклюзия на переменах и в группах продленного дня;
- Обучение ведется преимущественно фронтально для всего класса или в маленьких группах.
На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?
На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.
Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:
- Начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);
- Этап индивидуального обучения;
- Этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);
- Этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).
Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной. Создание дружелюбной среды предполагает:
- Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»);
- Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча);
- Работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов);
- Затрудненное восприятие речи, особенно на слух;
- Ослабленная имитация (отчего учиться «из воздуха» как все дети они не могут);
- Специфические интересы (могут настолько поглощать ребенка, что он не видит широты окружающего мира);
- Слабое понимание социального контекста.
Элементы АВА
Прикладной анализ поведения (или ПАП, или АВА) — база, на которой в современном мире строится абилитация детей с РАС.
Положительное подкрепление желаемого поведения
Дети с РАС обычно (!) слабо реагируют на социальные поощрения (похвалу, взгляды, сопричастность, оценки), а также им может быть сложно учиться тому, что нейротипичные дети «берут из воздуха». Их можно и нужно поощрять теми вещами/активностями, которые прямо сейчас приносят им удовольствие. Важно, что предоставление поощрения должно не просто радовать ребенка, а и увеличивать вероятность желаемого поведения в будущем (нет универсальных «призов», которые можно выдавать аутичным детям и не все «призы» работают).
Подсказки
Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой):
- Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);
- Частичная физическая помощь;
- Вербальная (говорим);
- Моделинг (взрослый показывает пример/модель);
- Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);
- Жестовая;
- Позиционная / По цвету или размеру.
Для успешности в освоении академических навыков, многим ученикам с РАС необходима адаптация учебного материала.
Необходимо делать упор на максимум визуальной информации и минимизацию информации «на слух». Адаптация текстов — исключение сарказма, аллегорий, крылатых выражений.
Часто аутичные дети обладают разбалансированной сенсорной системой. Чтобы эффективно обучать их, нужно помогать им максимально гармонизировать восприятие мира:
- насыщение мышечными, суставными и проприоцептивными ощущениями (качели, балансиры, утяжелители, массаж, бег);
- тактильное (сенсорные коробки, глина, пена, тесто, жвачка для рук);
- слуховое (тихое место, легкая музыка, наушники);
- свет (приглушенный, темнота, светящиеся игрушки);
- орально (грызунки, жвачки).
Посыл от ребенка с РАС
«Я лучше понимаю медленную, спокойную, четкую, краткую речь. Меня тревожит неопределенность и внезапные изменения, в такие моменты спокойно объясните мне, что происходит, и я успокоюсь. Я не люблю спешить, мне комфортно знать, какие события и когда будут происходить в течение дня.
Я не слышу вас издалека (дальше 1м), если чем-то очень занят, и услышу ваш голос лучше, если вы дотронетесь до моего плеча и спокойно скажете: „Ваня“, находясь в поле моего зрения. Я путаюсь в местоимениях (ты, я, его, моя), но помню имена, лучше говорить: „Ваня, дай Соне варежку“ вместо „так ты ей отдай ее“. Я очень хочу общаться с людьми, но я затрудняюсь говорить как вы, мне проще задать математический вопрос, когда в действительности я бы хотел сказать „давай поговорим или поиграем!“ Спасибо за терпение!»
За помощь в создании вебинара благодарим организатора событий для профессионального и личностного развития педагогов – агентство «Атлас Коммуникаций».